Банк «Югра» продолжит диверсифицировать свой портфель клиентов. Руководство готовится к IPO, впрочем размещать стратегический пакет акций не планируется. О планах банка на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в интервью «Газете.Ru» рассказал президент банка «Югра» Алексей Нефедов.
— Изменился ли за годы работы банка профиль клиента или «Югра» продолжает ориентироваться на промышленный сектор?
Многие сотрудники все эти годы работают со старыми клиентами из нефтегазовой, нефтесервисной отраслей. Там и сегодня хорошая доходность, окупаемая экономика даже несмотря на падение цен на углеводороды. Для нас по-прежнему это стратегический профиль банка. Также опыт взаимодействия масштабируется в другие сферы промышленности — по предприятиям станкостроения, например.
Обобщая — сейчас мы ищем интересные возможности по всему спектру промышленности России. Активно общаемся с предприятиями, компаниями с потенциалом импортозамещения.
Мы видим, как процессы импортозамещения активно разворачиваются во многих отраслях — в оборонной, в пищевой, в сельскохозяйственной сферах. На этих рынках очень заметен разворот конъюнктуры рынка и технологических цепочек на замену импортных поставок оборудования, комплектующих, разного рода материалов.
Нам в банковской деятельности эта тенденция создает новые возможности по диверсификации портфеля по отраслям, рисков, увеличению объемов обслуживания как в кредитной работе, так и расчетно-кассовому обслуживанию и другим банковским инструментам.
Особо подчеркну — «Югра» активно играет в этом смысле за всю команду российской экономики, мы уверены что помогаем стране в стабилизации, росте экономике.
— Какие у вас планы на среднесрочный период?
Амбиций не скрываем — хотелось бы войти в ТОП20, приблизиться и к первой десятке по мере возможностей и объективных обстоятельств в отечественной экономике.
При этом понятно, что рост активов банка связан напрямую с качеством этих активов, в моменты стагнации мы вместе со всеми в одной лодке испытываем неблагоприятное воздействие. Тут для нас важен здоровый консерватизм, никакого «роста любой ценой» мы не допускаем для банка. Наше позиционирование планов развития, скорее, ближе к инвестиционной идеологии и с оглядкой на регуляторные объективные ограничения в части нормативов по резервированию, риск-менеджменту, уровню рисков по портфелю и так далее.
Надеюсь, по результатам этого года дальше продвинемся по величине активов банка, а главное, еще плотнее будем заниматься улучшением качества активов. Под этой работой я подразумеваю не просто внутрибанковские процедуры, а также — очень важно — совместную работу с клиентами по усилению их бизнес-возможностей, по синергии в потенциальных партнерских связях по нашей клиентской базе. Естественно, мы напрямую заинтересованы в росте бизнеса, увеличению оборотов, в улучшении экономики проектов наших клиентов — укреплении их рыночных позиций. Повышение производительности, маржинальности наших клиентов напрямую ведет к повышению их кредитоспособности, это напрямую улучшает качество наших активов.
— Какие отрасли с потенциалом импортозамещения сейчас для банка наиболее интересны?
ТОП-3 таких отраслей в нашем понимании связаны с традиционной и полностью прозрачной для банка нефтедобычей и нефтесервисом. Там идет серьезное перевооружение на российские комплектующие и мы стараемся помогать создавать стимулы для увеличения у клиентов установок российского производства, российских комплектующих. Мы в буквальном смысле стараемся сводить между собой производителей, потребителей, дистрибьюторов качественной отечественной техники — выступаем в сделках как финансовым партнером, так и создаем верную коммуникацию, так сказать — помогаем «наводить мосты» по разнообразной информации в спросе и предложении машиностроительного сектора.
— Структура портфеля банка складывается с перевесом на корпоративную часть?
По пассивной части у нас порядка 60% портфеля приходится на юрлица, существенного перевеса нет. Думаю, в ближайшем будущем эта пропорция сохранится.
— Как выглядит политика банка по рознице?
С физлицами мы работаем активно по пассивным операциям, в части активных операций — потребкредитования физлиц мы ведем сдержанную политику, потому что в целом по банковской системе растет просрочка физлиц, невозвраты, и мы крайне консервативны. Сейчас рассматриваем возможность запуска линейки дополнительных продуктов для сотрудников корпоративных клиентов. Там будут более льготные программы, и вообще, руководствуясь принципом «знай своего клиента», мы фокусируемся в данном случае на так называемую «корпоративную розницу». Скоро хотим немного освежить рынок предложением по автомобильному кредитованию и быть более активным банком по ипотечному кредитованию.
— Будете продвигать карту «Мир» для розничных клиентов?
Естественно, весь рынок заинтересован в национальной платежной системе и отечественном карточном продукте. Банк «Югра» одним из первых подписал соглашение с НСПК «Мир».
Сейчас у нас в обсуждении два ко-брендинговых проекта с платежной системой «Мир». В этом году карты на базе НСПК у нас появятся наравне с прежними Visa и Mastercard.
— Из последних новостей — «Югра» собирается делать публичное размещение акций на бирже. В какой стадии эта инициатива?
Да, процесс продвигается. Мы не планируем размещать стратегический пакет акций, скорее всего это будет доля меньше блокирующей. Публичное размещение для нас на первой стадии — инструмент оценки развития банка рынком. Посмотрим, как рынок оценит нашу деятельность, насколько хороший мультипликатор биржевой капитализации в итоге сформируется, это важно нам для понимания публичной оценки перспектив бизнеса «Югры». Планируем попробовать.
— А планируете ли заняться покупкой других банков?
Мы никогда не отказывались от возможностей приобретения хорошего банковского бизнеса, который мог бы усилить наш портфель. Всегда смотрим на возможности. Предложения к нам поступают, несколько из них рассматривали по контролирующим пакетам банков, не могу раскрывать их названия. Естественно, в таких сделках все зависит и от нашего финансового состояния — как покупателя, так и от качества активов продавца. Пока до финальных положительных решений у нас не доходили переговоры. Тем не менее, мы не отвергаем возможность качественного роста за счет приобретения кого-то из действующих игроков. Все предложения мы рассматриваем очень внимательно, в том числе и через механизм санации.