Уголовное наказание за нападение на врачей в России могут ужесточить. С такой инициативой выступил Минздрав спустя несколько дней после громкого избиения рентгенолога в Московской области. Юристы считают, что вслед за врачами об особой защите могут попросить представители прочих профессий и дело закончится откровенным фарсом.
Не защитит, но подействует
Минздрав предлагает внести поправки в Уголовный кодекс, ужесточив ответственность за три состава преступления, связанных с побоями, легким и средним вредом здоровью, если они совершены в отношении медработников, говорится в опубликованном уведомлении о разработке законопроекта. Тем самым санкции за нападение на врачей приравниваются к особой ответственности за нападение на представителя власти, поясняют в ведомстве. Вступление в силу таких поправок планируется в июле 2018 года.
Сейчас нападение на лицо, связанное с исполнением служебной деятельности, не квалифицируется как отягчающее обстоятельство в случае легкого вреда здоровью, но если речь идет о представителе власти, то наказание может доходить до десяти лет свободы, пояснили «Газете.Ru» в Минздраве. Санкции за преступления в отношении медиков должны быть такими же, считают там.
Проект подготовлен по поручению министра Вероники Скворцовой, говорится в ответе на запрос «Газеты.Ru». «Важно помнить, что причиняющий вред медику причиняет вред не только ему, но и пациентам… Так, нападение на врача или фельдшера «скорой» может стоить жизни больному с жизнеугрожающим состоянием, нуждающемуся в экстренной помощи… Те, кто препятствует выполнению благородной миссии медицинских работников, должны понести заслуженное наказание», — цитирует министра пресс-служба.
Инициатива Минздрава последовала спустя несколько дней после избиения врача-рентгенолога в Орехово-Зуево. По версии следствия, 30 августа в центральной районной больнице города врач был избит братом пациентки, ранее неоднократно судимым и на днях освободившимся из мест лишения свободы.
На этой неделе обвинение было переквалифицировано по более тяжкой статье — «Покушение на убийство». На видео, распространенном в сети, видно, как нападающий наносит врачу, лежащему на полу, сильные удары кулаком в лицо. Пострадавший от побоев потерял сознание и теперь находится в больнице с переломом лицевой части черепа.
«Последний случай был вопиющим, — прокомментировал сотрудник Минздрава, пожелавший остаться неизвестным. — Понятно, что сами по себе эти поправки в закон медиков не защитят, но это должно подействовать».
Неэффективно и может дойти до фарса
Юристы считают, что ужесточение ответственности виновных по отношению к отдельным категориям лиц может быть скорее обусловлено предвыборным периодом, чем соображениями целесообразности. С юридической точки зрения это выглядит некорректным, полагают они.
«Преступление против личности, как ни крути, в любом случае останется ужасным деянием вне зависимости от того, против кого оно совершено»,
— рассуждает Никита Куликов, исполнительный директор юридической компании Heads Consulting. Поэтому, по его словам, выделение отдельных категорий граждан по отношению к другим категориям выглядит несколько некорректным.
В одной из статей, предлагаемых для правок, ст.112 Уголовного кодекса о причинении вреда здоровью средней тяжести, уже предусмотрена повышенная ответственность за преступление против лица в связи с выполнением служебной деятельности, и срок лишения свободы по этому пункту — до пяти лет, отмечает руководитель юридической фирмы Lex-Finance Игорь Михеев.
Нападения на медиков вполне можно квалифицировать по этому пункту, говорит он. Статьи о побоях и легком вреде здоровью такой повышенной ответственности не предусматривают — это, очевидно, и не устраивает медиков, добавляет он. Однако поправки в Уголовный кодекс, направленные на одну профессиональную группу, неэффективны.
«Получается, что нападение, например, на учителя школы будет караться менее строго, нежели нападение на медработника. Я уверен, что такую несправедливость постараются устранить и другие профессиональные объединения и профсоюзы. Дело может дойти до откровенного фарса», — предупреждает юрист.
Более эффективно, по его словам, было бы закрепить законодательно перечень профессий, сопряженных с повышенным риском нападения, и вносить правки в Уголовный кодекс уже с отсылкой на него.
«Думаю, что добавление к перечисленным составам преступлений такого квалифицирующего признака, как совершение преступления в отношении лица в связи с осуществлением служебной деятельности, было бы достаточной мерой для противодействия нападениям на врачей скорой помощи», — вторит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
Не хватает тревожных кнопок
Для медицинского сообщества эта инициатива Минздрава долгожданная, новости о нападениях на медиков уже несколько месяцев бурно обсуждаются в профессиональных группах в соцсетях, и нередко сами врачи предлагают ужесточить ответственность за такие преступления. Московский врач Владимир Терещенко разместил соответствующую петицию на Change.org, которая за несколько дней набрала 1,5 тыс. голосов.
Помимо изменений в Уголовный кодекс медики просят оснастить членов бригады скорой помощи брелоками с «тревожными кнопками», которые дадут возможность вызвать наряд полиции. Ежегодно на врачей совершается свыше 100 тыс. нападений, говорится в петиции.
Подписавшие ее врачи подтверждают, что сталкиваются с нападениями, и требуют особых мер по своей защите, но при этом из некоторых комментариев следует, что проблема находится не столько в законодательстве, сколько в сфере правоприменения и организации труда: доктора жалуются на отсутствие охраны и отказы в возбуждении уголовных дел.
«Сама с этим сталкиваюсь и считаю, что и мы имеем право на защиту. Мы также работаем на государство, как военные и полиция», — отмечает Гюльмира Вердиева из Махачкалы.
«Я работаю на «скорой помощи», в возбуждении уголовного дела против пациента, напавшего на меня, было отказано», — возмущается Татьяна Богомолова из Москвы.
«Прошу наказать в произошедшем зверском избиении врача в Орехово-Зуево не только того, кто это сделал, но и главврача больницы, и Минздрав за необеспечение безопасности на рабочем месте», — пишет Елена Шалгина из Екатеринбурга.
В Минздраве на вопрос «Газеты.Ru» пояснили, что министерство не несет ответственности за безопасность врачей. Эти вопросы, в том числе организация охраны, находятся в ведении региональных органов власти, сообщил представитель Минздрава.