МОСКВА (Рейтер) — Российский крупный бизнес, столкнувшийся с угрозой изъятия в бюджет полученных из-за внешней конъюнктуры сверхприбылей, обсудит с властями вопрос реинвестирования дополнительных доходов в российскую экономику.
Правительство, как сообщалось, прорабатывает идею изъятия у металлургов, горняков, производителей удобрений и химиков сверхдоходов, полученных ими благодаря внешней конъюнктуре.
Минфин в пятницу заявил, что правительство считает нецелесообразным повышение налогового бремени компаний в связи с получением дополнительной прибыли [nR4N1SH01P].
Тем не менее, акции некоторых металлургов, подешевевшие после появления в СМИ идеи уравнять их налоговую нагрузку и рентабельность с нефтегазовой отраслью, пока так и не вернулись на уровни начала прошлой недели.
Сильнее всех из списка, приложенного к письму помощника президента РФ Андрея Белоусова, пострадал торгующийся в Лондоне Евраз, теряющий почти 10 процентов по итогам этой недели после падения на 6,9 процента на прошлой на фоне относительно высокой долговой нагрузки и специфической базы инвесторов.
Изначальный «список Белоусова», копия которого есть у Рейтер, включал 14 компаний, производящих сталь и сырьё для её выплавки, удобрения, золото, цветные и драгоценные металлы, камни и нефтехимию.
Ссылаясь на то, что правительство ещё в 2016 году приняло меры по изъятию в бюджет дополнительных доходов нефтегазовых компаний-экспортёров на фоне девальвация рубля, Белоусов предлагал рассмотреть возможность приведения рентабельности по EBITDA металлургических, химических, нефтехимических и горнодобывающих компаний к средневзвешенному уровню нефтегазового сектора — 22 процента в 2017 году.
Комитет по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей в пятницу предупредил, что инициатива чревата целым комплексом отрицательных последствий http://rspp.ru/news/view/14991, от кризиса кредитоспособности конкрентных компаний до замедления ВВП и срыва президентского указа по наращиванию экспорта несырьевых товаров.
Помимо РСПП против инициативы открыто выступал владелец НЛМК (MCX:NLMK) Владимир Лисин. Рейтинговое агентство Fitch Ratings предупреждало, что изъятие сверхдоходов может ударить по прибыльности компаний и сократить размер свободного денежного потока.
Глава совета директоров Северстали (MCX:CHMF) в адресованном на имя министра промышленности и торговли письме, копия которого есть у Рейтер, писал, что предлагаемое изъятие сверхдоходов заставит компанию, предприятия которой сосредоточены в РФ, сократить инвестпрограмму вместо запланированного на ближайшие годы удвоения.
«Мы не припомним прецедента, чтобы власти облагали специфическим налогом ряд отдельных компаний, так что мы полагаем, что перечисленные в предложении Андрея Белоусова 14 компаний служат своего рода примером того, какой минимальный объем дополнительных налогов можно собрать, а также способом привлечь внимание к обсуждению этой темы», — написали в пятницу аналитики Sberbank CIB.
В обзоре аналитиков Sberbank CIB сказано, что изъятие сверхприбылей сталеваров предполагает введение экспортных пошлин, что вряд ли произойдёт в свете глобального усиления протекционизма, а механизм дифференцированного налогообложения производителей золота, железной руды и угля в зависимости от денежных расходов конкретной компании пока не создан и был бы достаточно сложен.
Относительно просто и без заметных последствий для других компаний можно было бы увеличить отчисления через НДПИ Норильского никеля и Алросы (MCX:ALRS), подконтрольной государству и стоящей в плане приватизации, считают аналитики Sberbank CIB.
«По нашему мнению, любое решение может быть принято только в экстраординарных обстоятельствах, например, в случае резкого падения цен на нефть, но не сейчас», — говорится в обзоре Sberbank CIB .
Индикативный сорт нефти Brent сейчас стоит около $72 за баррель по сравнению с заложенными в российский бюджет на 2018 год $43,8 за баррель.
В пятницу было объявлено, что глава Минфина Антон Силуанов и помощник президента РФ Андрей Белоусов 24 августа встретятся в РСПП с представителями крупного бизнеса и обсудят стимулы, необходимые для того, «чтобы дополнительная прибыль, полученная рядом предприятий в результате снижения курса рубля, осталась в российской экономике, была направлена на инвестиции и развитие, создание новых рабочих мест».
(Диана Асонова, Дарья Корсунская. При участии Глеба Столярова. Текст Дианы Асоновой)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;