«Магнит» может активизироваться в сфере M&A после прихода ВТБ (MCX:VTBR), но размер потенциальных сделок ограничен — с учетом предельной доли рынка, установленной на уровне 25% для одного игрока, и укрупнения сетей. Для «Магнита (MCX:MGNT)» и для российского ритейла в целом более актуальны сделки внутри отдельных форматов (например, супермаркетов или гипермаркетов) или регионов, где федеральные игроки пока представлены слабо, считает гендиректор Infoline Иван Федяков.
«Большинство магазинов крупнейших ритейлеров расположены в европейской части страны, здесь сети плотно конкурируют друг с другом, и как раз тут, когда происходят или рассматриваются какие-то сделки по слиянию, могут возникать проблемы, потому что две сети могут тесно друг с другом в одном регионе пересекаться», — сказал он «Интерфаксу».
Даже если Федеральная антимонопольная служба согласует сделку по слиянию двух крупных ритейлеров, она выдаст предписание закрыть часть магазинов. «То есть ты заплатишь за все, а в реальности часть магазинов придется либо продать, либо закрыть. То есть это невыгодная сделка», — отметил И.Федяков. Он также указывает на эффект каннибализации, из-за которого часть магазинов придется закрыть уже по экономическим причинам.
«Конечно, возможностей для крупных сделок немного, можно сказать, что и сделка с ВТБ это подтверждает: контроль над розничной сетью получила банковская структура. Например, Х5, понятно, не дали бы слиться с «Магнитом», да и сама Х5 этого не захочет, потому что по многим регионам получит требование закрыть магазины», — считает И.Федяков. Активизация M&A-активности возможна с точки зрения покупки региональных игроков или сделок на уровне отдельных форматов, полагает эксперт.
«Если говорить о среднесрочном сценарии, конечно, стратегия «Магнита» может измениться, причем достаточно серьезно. Если изменения будут направлены в нужное русло, безусловно, следует ожидать усиления конкуренции, борьбу за лидерство. В данном случае, я думаю, Х5 будет нелегко удерживать лидерскую позицию, и мы еще увидим очень интересные события. Но не исключаю, конечно, что из-за потери такого сильного руководителя (Сергея Галицкого), который все-таки во многом строил компанию вокруг себя, «Магниту» будет очень и очень тяжело перестроиться», — отметил он.
На рынке российского ритейла было два противоположных подхода: Х5 времен Льва Хасиса, «которая скупала все подходящие активы», и «Магнит» С.Галицкого, который шел путем органического роста. «Это путь гораздо более долгий, но в какой-то период такая стратегия «Магнита» давала положительные результаты — он строил эффективную сеть, рос, эффективно конкурировал. Да, он рос более медленно, но, в конечном счете, он вышел на первое место», — напоминает И.Федяков.
«А вот потом, может быть, надо было менять стратегию и более активно участвовать в сделках M&A. Не исключаю, что приход финансового инвестора позволит эту ситуацию изменить, то есть «Магнит» уже не будет столь категоричным, как в свое время был категоричен Галицкий», — добавил он.
Ассоциация российских поставщиков Руспродсоюз также ожидает ускорения роста «Магнита» с приходом нового акционера. «Потенциал к многократному увеличению темпов роста и завоеванию лидерства на рынке, благодаря мощному финансовому ресурсу группы ВТБ, у компании, безусловно есть. Кроме того, мы не исключаем возможности ускоренной консолидации ритейлера с другими сетями в будущем», — сказал «Интерфаксу» исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.
Какую бы стратегию не выбрало новое руководство компании, главное, чтобы она отвечала принципам добросовестного поведения на рынке, обозначенным в кодексе добросовестных практик между ритейлерами и поставщиками, отмечает он.
Соглашение о покупке группой ВТБ 29,1% акций «Магнита» у С.Галицкого было подписано в пятницу. Сумма сделки составит 138 млрд рублей. Предполагается, что С.Галицкий сохранит около 3% акций ритейлера.
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;