Исследование было приурочено к подготовке к вступлению в силу закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Он был принят в июле и должен вступить в силу летом следующего года.
В ходе доработки поправок из них исчез пункт об обязательности страхования: заставлять собственников покупать полисы под угрозой, что в противном случае они не смогут получить новое жилье взамен разрушенного стихией, никто не будет. Граждане, застраховавшие свои квадратные метры, смогут претендовать как на компенсацию от страховой компании, так и на финансовую помощь государства — получение такой помощи не будет основанием для отказа в выплате страховки или уменьшения суммы. Согласно проекту постановления правительства, подготовленному Минфином России, минимальный объем обязательств страховщиков по риску утраты (гибели) жилья в результате чрезвычайной ситуации предлагается установить в пределах 300 — 500 тысяч рублей. Это, по мнению разработчиков документа, позволит учесть значительные различия характеристик жилищного фонда в регионах.
<!—
—>
Пока предложение платить за страховку у большей части населения энтузиазма не вызывает. Из тех, кто участвовал в опросе НАФИ, потенциально готовы к этому оказались лишь 45 процентов. При этом подавляющее большинство (84 процента) заявили, что согласны это делать, только если в полис помимо чрезвычайной ситуации будут включены другие риски. Например, пожар или затопление.
Больше трети опрошенных (38 процентов) сказали, что не готовы страховать жилье ни в каком виде.
«Несмотря на то что в целом россияне одобряют страхование как услугу, они не склонны доверять страховым компаниям», — отметила генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. В этом секторе уровень доверия потребителей даже ниже, чем в банковском, добавила она.
Страховщики обещают поработать над этой проблемой вместе с регионами, которые будут разрабатывать и утверждать программы страхования жилья. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) предположили, что в списке «пилотных» будет не меньше пяти территорий. «Помимо Москвы, где опыт реализации программы страхования жилья насчитывает 20 лет, собственные программы могут запустить Санкт-Петербург и Краснодар — такая возможность обсуждалась еще до принятия закона, — рассказал президент ВСС Игорь Юргенс. — С моей точки зрения, в этом списке также должен быть Екатеринбург. Не вижу препятствий для создания собственных программ также в Тюмени и Сургуте».
В любом случае это должно быть коллективное решение: согласие должны выразить обе стороны, и страховщики, и региональные власти, которые будут софинансировать выплаты из бюджета, сказал Юргенс.
<!—
—>
По прогнозам страховщиков, средняя стоимость комплексного страхования жилья (с учетом рисков пожара или затопления) в рамках региональных программ может в среднем составить 3-5 тысяч рублей в год. Цена полиса, покрывающего только риск ЧС, — около 300 рублей в год.
Вице-президент ВСС Евгений Уфимцев, комментируя международный опыт страхования жилья, напомнил, что в Турции без наличия страхового полиса невозможны никакие операции по регистрации жилья. Это же условие требуется при осуществлении кредитования, связанного с жильем. В Белоруссии действует закон об обязательном страховании жилья. В Германии на северных территориях страны, подверженных регулярным заливам, уровень проникновения страхования жилья составляет 89 процентов.