Сбои в работе банков, из-за которых невозможно провести банковскую операцию, карта, «застрявшая» в банкомате, кража персональных данных с карты мошенниками — со всеми этими проблемами регулярно сталкиваются россияне в отпуске. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», советуют, как не допустить таких ситуаций и что делать, если они уже случились.
Россияне могут столкнуться с рядом проблем за границей при снятии наличных с банкоматов и переводе средств через интернет-банкинг. Так, 24 апреля в Сбербанке произошел сбой в обслуживании карт Visa. Как объяснили в банке, он был связан с подключением сервисов бесконтактных платежей Samsung Pay и Apple Pay.
Реклама
Банк извинился перед клиентами, однако этот масштабный сбой привел к тому, что по всей стране клиенты не могли провести необходимые операции в терминалах, расплатиться картой за услуги или снять наличные.
Даже онлайн-система не переводила деньги. Использовать карту при оплате гостиницы, ужина в ресторане или билетов на транспорт было невозможно.
Технические сбои в работе банка в последнее время устраняются оперативно, однако решение других проблем требует больше времени и усилий.
«Чаще всего встречаются проблемы со связью банкомата и процессингового центра банка. В таких случаях клиенту может прийти SMS о списании денежных средств с карты, а банкомат не получит от процессинга команду на выдачу наличных и не выдаст средства»,
— комментирует директор департамента платежных карт РосЕвроБанка Сергей Варганов.
На втором месте по популярности случаи, когда клиенты банка сами забывают в банкомате карту или деньги, говорит банкир.
«В некоторых банкоматах карта выдается клиенту до того момента, когда из банкомата появляются денежные средства, в других банкоматах сначала нужно забрать деньги, потом только появится карта», — отмечает Варганов. При этом по правилам платежных систем в случае с деньгами процедура возврата средств на счет клиента может занять порядка 30 дней. «Такой длительный срок возврата средств связан с тем, что для возврата средств банку — владельцу банкомата нужно провести инкассацию и пересчитать денежные средства, оставшиеся в банкомате», — объясняет Варганов.
В случае с картой быстрее заблокировать и перевыпустить ее, чем обращаться в обслуживающее отделение и ждать выемки, комментирует Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо Банка. Точно так же эксперты советуют поступить, если банкомат «зажевал» карту.
Заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко предупреждает россиян, что пользователи банковской карты могут столкнуться за границей с мошенниками. В частности, данные с карты могут считываться с помощью скиммера. Специальное устройство часто похищает персональные данные клиента при передаче карты кассиру или официанту, а также при пользовании банкоматами с накладками.
Особенно высокий уровень риска карточного мошенничества замечен в странах Юго-Восточной Азии,
отмечает Степаненко. Поэтому при проведении операций по картам обязательно нужно обращать внимание на месторасположение банкоматов: не пользоваться банкоматами в плохо освещенных и пустынных местах, не допускать сторонних наблюдателей при снятии наличных, а также не прибегать к помощи посторонних лиц и не расплачиваться картой в торговых точках, которые не вызывают доверия.
«Возможно, это прозвучит банально, но безопасность этого требует: всегда храните ПИН-код отдельно от карты, не носите его с собой. Если у вас и ваших родственников есть необходимость пользоваться вашей банковской картой, лучше выпустите дополнительные карты к своему счету и при желании просто ограничьте их месячный или ежедневный лимит», — советует банкир.
Также набирает обороты кража данных с карты через фишинг. В таком случае клиент самостоятельно вводит данные карты на мошеннических сайтах, часто замаскированных под известные и имеющие очень похожие электронные адреса, говорит Степаненко.
В России заметна тенденция на увеличение хищений с карт через фишинг, мошенники в последнее время уже не так активно крадут деньги непосредственно через банкоматы. В 2016 году мошенники похитили с карт 1,08 млрд руб. (через банкоматы — 175 млн руб.). В 2015 году этот показатель составлял 1,15 млрд руб. (через банкоматы было зафиксировано хищений на 311,3 млн руб.).
По словам экспертов, более 80 тыс. русскоязычных сайтов распространяют вредоносное расширение для браузера, через которое происходит кража данных банковских карт. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, специалисты рекомендуют соблюдать простые правила. Во-первых, пользоваться нужно только легальными расширениями, которые можно скачать из официального магазина расширений браузера. Во-вторых, устанавливать только те расширения, которые действительно важны и нужны, а также внимательно читать предупреждения, прежде чем ставить галочки при установке, отмечают они.
Впрочем, как признает Антон Степаненко, утечка также часто происходит после заражения компьютера пользователя вирусом, отслеживающим детали при оплате картой и на официальных сайтах.
Универсальных рецептов, как защитить свои деньги за границей при безналичной оплате, нет, соглашаются банкиры.
Андрей Люшин советует на всякий случай брать с собой в путешествие несколько карт различных банков. Сергей Варганов считает не лишним оформить себе возможность проведения операций через интернет, подключить SMS-информирование по операциям и установить суточный лимит на снятие наличных. Как резюмирует Андрей Степаненко, при поездке за границу лучше всегда иметь денежные средства как на карте, так и в кошельке.