Воскресенье , 16 Декабрь 2018
Home / Экономика и финансы / Хороший результат

Хороший результат

А ведь основы экономической грамотности — это фундамент, на котором строится личное финансовое благополучие каждого современного гражданина и является опорой для стабильного экономического развития нашей страны в целом. Поэтому на основе полученных результатов экспертный совет диктанта направил соответствующие рекомендации в профильные министерства и ведомства для того, чтобы скорректировать и актуализировать образовательные программы в области экономики.
Всероссийский экономический диктант-2018 показал, как изменился уровень экономической подготовки у разных слоев населения за минувший год.
В оргкомитет и экспертный совет диктанта вошли лучшие отечественные экономисты современности, государственные и общественные деятели. Организатор Всероссийского экономического диктанта — Вольное экономическое общество России при содействии Финансового университета при правительстве РФ и других ведущих вузов России, администраций субъектов Российской Федерации.
<!—

—>
Важным новшеством этого года стала поддержка диктанта на самом высоком уровне. В этом году Всероссийская образовательная акция проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, что позволило провести его даже в самых отдаленных уголках России и охватить еще большее количество участников.
Именно рост числа участников стал первым позитивным изменением, показавшим интерес к диктанту в самых разных уголках России и даже за рубежом, у самых разных слоев населения. В этом году на площадки, организованные в 83 субъектах Федерации, пришли проверить свои знания более 98 тысяч человек — в полтора раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, интерес к диктанту был проявлен и из-за рубежа. Проверить свои знания в области экономики решили в Монголии, Таджикистане и Приднестровье.
Эксперты отмечают, что рост числа участников диктанта — важный фактор, который говорит о том, что наши граждане понимают, что личный уровень экономической грамотности напрямую зависит от их благосостояния.
На основе полученных результатов экспертный совет диктанта направил соответствующие рекомендации в профильные министерства и ведомства
Президент ВЭО России Сергей Бодрунов отметил, что очень важно знать свой уровень экономической грамотности.
«Школьники, которые сегодня пишут диктант, могут и не стать экономистами в будущем, но они должны уметь ориентироваться в экономическом пространстве и реалиях своей страны», — подчеркнул Сергей Бодрунов.
<!—

—>
«Задача диктанта — привлечь внимание населения к проблемам экономики, чтобы они изучали и понимали то, что происходит в стране и в мире», — отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров.
Для проведения диктанта было организовано 1294 площадки. Для сравнения, в прошлом, 2017 году было зарегистрировано всего 637 площадок для написания диктанта.
Абсолютным лидером по увеличению числа региональных площадок стала Республика Крым. Если в 2017 году здесь работало только 14 площадок, то в этом было зарегистрировано 93. В Тульской области рост количества площадок составил 8,5 раза: вместо двух площадок, действовавших в прошлом году, в этом году работали уже 17 площадок. Существенно увеличила число площадок для написания диктанта Архангельская область — в шесть раз, с шести в 2017 году до 40 в 2018 году. В Краснодарском крае увеличение составило также более шести раз, с 14 до 89, в Ленинградской области — вместо четырех площадок в прошлом году, действовало уже 27 в этом.
По сравнению с общим количеством участников процент приняших участие в акции пенсионеров небольшой, тем не менее нельзя отметить рост интереса к диктанту со стороны людей старшего возраста
Увеличение числа площадок — фактор, напрямую указывающий на желание наших граждан проверить свои экономические знания. Это значит, что все больше людей самых разных возрастов и профессий понимает, что знание основ экономической грамотности — важная составляющая для личного финансового благополучия и экономической стабильности.
На площадки экономического диктанта приходили самые разные люди — от школьников до пенсионеров, от профессиональных экономистов до тех, кто знает об экономике в самых общих чертах. И все же, наибольший интерес к диктанту в этом году проявили женщины — 64% против 36% мужчин. Гендерное распределение за год никак не изменилось. Распределение аудитории по возрасту также соответствует данным прошлого года. Так, наиболее активными участниками диктанта вновь оказались ученики школ, техникумов и колледжей в возрасте от 14 до 18 лет — 65,99%. На втором месте студенты и молодые люди от 19 до 25 лет — 29,16%. Доля участников в возрасте от 26 до 35 лет составила всего лишь 1,35% от общей аудитории диктанта, а лиц от 36 до 53 лет — 2,68%. Меньше всего проявили интерес к диктанту люди старшего поколения. В возрасте от 54 до 65 лет, их доля составила 0,67%, а возрасте от 66 лет и выше — 0,16%.
Другим важным показателем является уровень образования аудитории диктанта. Поскольку больше всего интереса к диктанту проявили школьники, то и аудитория со средним (полным) образованием составила основную долю — 67,37%. На втором месте (19,19%) находятся студенты вузов с неполным высшим образованием. Ученики техникумов и колледжей (среднее профессиональное образование) составили 7,69% от общего числа написавших диктант. Обладатели полного высшего образования, а также ученой степени, составили наименьшую долю участников — 4,49% и 1,26% соответственно.
<!—

—>
По сравнению с прошлым годом, в 2018 году увеличились доли участников с неполным высшим образованием (в предыдущий год их доля равнялась 15,49%), а также обладатели ученой степени (в аудитории прошлого диктанта они составляли 0,56% от всего числа участников).
По критерию «Род занятий» аудитория диктанта распределилась следующим образом. Наибольшую долю участников занимают ученики школ — 57,61%. На втором месте с долей в 16,2% располагается категория участников, отметивших в качестве рода занятий «Другое». Студенты экономических вузов занимают 14,79%, студенты технических вузов — 4,54%, гуманитарных — 3,47%. Категория «Работающие» составила 3,09%, люди пенсионного возраста — лишь 0,3%.
Эти данные существенно отличаются от цифр, полученных в 2017 году. Так, в прошлом году наибольшую долю величиной в 41,3% составили студенты экономических вузов, а на втором по количеству участников месте расположилась категория студентов гуманитарных вузов — 25,58%. Школьники в рамках предыдущего диктанта составляли лишь 17,72%.
Эксперты отмечают, что увеличение количества школьников, написавших диктант, — хороший знак. Это говорит о том, что школьники интересуются экономикой, понимают важность изучения ее основ в современном мире.
Наибольшую долю в категории «Сфера деятельности» заняли представители сферы образования и науки — 32, 68%. На втором месте располагается категория участников, относящих себя к экономической сфере — 28,92%. Интересно, что в эту категорию вошли не только работающие специалисты, но и студенты экономических вузов, которые уже считают себя частью этой отрасли. На третьем месте с долей в 27,93% располагается категория участников, выбравших в анкете вариант «Другое». Значительную ее часть составляют школьники, пока не определившие для себя профессиональную сферу, а также пенсионеры. Наименьшую долю занимают представители финансовой сферы (3,73%), сферы услуг (2,6%), промышленной сферы (1,59%), сферы торговли (1,41%) и сельского хозяйства (1,15%).
Наиболее активными участниками диктанта вновь оказались ученики школ, техникумов и колледжей в возрасте от 14 до 18 лет — 65,99%. На втором месте студенты и молодые люди от 19 до 25 лет — 29,16%
В прошлом году наибольшее количество участников по сфере деятельности пришлось на школьников, выбравших категорию «Другое», второе место заняли представители сферы образования и науки — 25,58%, и третье — участники диктанта, ориентированные на построение карьеры в экономической сфере — 17,72%.
Молодое поколение — школьники и студенты — стали самыми активными участниками диктанта как в прошлом году, так и в этом. Но если в 2017 году количество никак не повлияло на качество (тогда школьники показали один из худших результатов по итогам диктанта), то в этом году ситуация изменилась.
Согласно итоговым данным диктанта среди мужчин базовый результат до 30 баллов получили 23,84%, а среди женщин — 21,4%. Средний уровень от 31 до 50 баллов смогли достичь 48,49% мужчин и 47,22% женщин. При этом в категорию «Экономический авторитет», набрав от 51 до 100 баллов, вошли 31,37% женской и 27,67% мужской аудитории.
Для сравнения, в прошлом году базовый результат до 30 баллов был получен 48,24% мужской и 43,99% женской аудитории. Доля набравших от 31 до 50 баллов мужчин составила 41,16%, а женщин — 43,65% соответственно. На уровне от 51 до 100 баллов диктант написали 12,37% женщин и 10,59% мужской аудитории. Серьезный прогресс за год!
Если разделить участников диктанта по возрасту, то получится, что наименьшее число баллов — от 0 до 30 набрали участники в возрасте от 36 до 53 лет (32,45%) и от 14 до 18 лет (22,02%). В прошлом году среди молодых людей от 14 до 18 в категорию до 30 баллов вошел 51,03%. Наибольшее количество участников, набравших средний бал — от 31 до 50, также приходится на категорию в возрасте от 14 до 18 лет — 47,75%. Получается, что больше половины школьников (а это как раз и есть в нашем случае категория 14-18 лет) улучшили свой результат.
В категории «Экономический авторитет» с результатом от 51 до 100 баллов наибольшую долю (46,83%) занимают участники в возрасте от 19 до 25 лет, а в меньшей степени (45,45%) люди старшего поколения — от 54 до 65 лет. Третье место (41,06%) занимают участники в возрасте от 26 до 35 лет. В прошлом году в верхней категории от 51 до 100 баллов самым большим был результат группы от 36 до 53 лет, составлявший всего лишь 23%, а на втором месте были респонденты в возрасте от 26 до 35 лет с результатом 21,77%. В этом году отличников диктанта стало больше.
<!—

—>
Если рассмотреть, как распределилась структура участников по уровню образования, то увидим, что наибольшую долю участников, набравших до 30 баллов, составляют учащиеся средних профессиональных учебных заведений — колледжей и ПТУ (43,58%), в значительной степени уступая по числу правильных ответов учащимся вузов (21,71%) и школьникам (21,46%). В категории участников, написавших диктант с результатом от 31 до 50 баллов, наибольшее количество занимают ученики средних общеобразовательных учреждений — школьники (49,2%), студенты (47,78%), а также те, кто уже получил высшее образование (38,83%). Участники диктанта с высокими результатами от 51 до 100 баллов это в первую очередь обладатели ученой степени (54,39%), лица с высшим образованием (41,91%), а также школьники (29,34%).
В этом году доля участников, набравших до 30 баллов составила 23,65%, от 31 до 50 баллов — 40,41%, а от 51 до 100 баллов — 35,93%. По сравнению с прошлым годом количество ответов в интервале до 30 баллов сократилось в 1,6 раза, а в интервале от 51 до 100 баллов — увеличилось более чем в 2 раза.
Подводя итоги диктанта можно сказать, что практически все категории участников значительно улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим годом. А это значит, что проведение диктанта подвигло его участников больше интересоваться вопросами экономики и совершенствовать свои знания в этой сфере.
Автор текста Роман Голов — член президиума ВЭО России, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» МАИ, член экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, д.э.н., профессор.

Инфографика «РГ» / Михаил Шипов / Антон Переплетчиков / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Виктор Авдеев

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Виктор Авдеев

Советуем посмотреть

ЦБ 15 января возобновит покупки иностранной валюты на внутреннем рынке

Банк России снова начнет закупать на рынке иностранную валюту для Минфина в рамках бюджетного правила. …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *