Исключение из правил
Когда особые зоны решали закрыть, были приведены такие цифры: за десять лет на создание 33 площадок было направлено 186 миллиардов рублей — сумма, эквивалентная годовому бюджету нескольких регионов. Но 24 миллиарда из этих средств не были использованы, а налоговые и таможенные платежи — с учетом предоставленных преференций — в общей сложности составили всего 40 миллиардов. Шокировала тогда еще одна цифра: создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 миллионов рублей. Тогда этот показатель равнялся средней заработной плате россиянина за 25 лет.
<!—
—>
Поэтому заявление о том, что территория под Воронежем должна превратиться в такую же «особую» площадку, вызвало большой резонанс. Эксперты от экономики вновь вернулись к разговору о том, какие же ОЭЗ признать успешными.
В Черноземье такой пример есть — это федеральная зона промышленно-производственного типа «Липецк». Сейчас там открыли 22-й по счету завод, несколько резидентов ведут строительство своих предприятий на второй площадке ОЭЗ под Ельцом, которую в регионе создать были просто вынуждены — потому что компании, в том числе иностранные, очень быстро «застолбили» территорию первой площадки. Впрочем, дело даже не в количестве резидентов, географии их происхождения или суммах инвестиций. Липецкая ОЭЗ перевернула само представление о критериях, по которым до этого оценивали инвесторов и их вклад в развитие экономики региона в целом.
Эволюция 4.0
Очередной завод в ОЭЗ «Липецк» открыла французская компания Schlumberger. Здесь производят компоненты для электроцентробежных насосов, использующихся при добыче углеводородов. Инвестиции в проект составили 3,8 миллиарда рублей, а число высокотехнологичных рабочих мест немного превысило сотню.
Предприятие полностью роботизировано. 75 процентов технологического процесса выполняют машины, а люди лишь руководят ими. Сколько стоит рабочее место одного специалиста здесь — даже считать неинтересно, отмечали чиновники. Главное — что завод-робот демонстрирует предприятиям-соседям образец новой культуры производства и стал первым, кто пришел в ОЭЗ с технологическим укладом 4.0 — этот уровень роботизации называют еще четвертой промышленной революцией.
<!—
—>
Президент компании Schlum-berger в России и Центральной Азии Гекхан Сайг отметил, что выбор на липецкую ОЭЗ пал не случайно. Помимо общеизвестных преференций, которые предусмотрены для резидентов таких площадок, рассматривали и другие факторы. Так, для производства нужна сталь, по сути это литейное предприятие, и Гекхан Сайг подчеркнул, что именно работа Новолипецкого металлургического комбината стала одной из важных причин размещения завода-робота.
Второй фактор — кадровый потенциал. Не успели здесь заложить первый камень, как в учебном центре компании в Тюмени стали готовить специалистов для непростого завода. Кадры подбирали в Липецке и области, что на церемонии открытия не раз подчеркнули менеджеры предприятия.
— Аналогов этому производству нет в мире, поэтому перекупать специалистов мы бы не смогли, даже если бы имели такое желание, — отмечает представитель компании Александр Борисов. — Мы сотрудничаем с десятками вузов в России. Все кадры обучаем и сами. Это непросто, но эффективно.
Главный критерий эффективности ОЭЗ — это не столько приток новых инвесторов, сколько запуск их проектов
Новый технологический уклад требует не только знаний и навыков, но и полного погружения в корпоративную культуру. Иначе в цехах этого литейного предприятия будет непросто поддерживать аптечную чистоту — стены и полы здесь специально выкрашены в белый цвет, чтобы каждая пылинка была видна.
Генеральный директор ОЭЗ ППТ «Липецк» Иван Кошелев после признался, что строительство завода такого уровня стояло под вопросом как раз из-за повышенного внимания к экологии.
— Процесс согласования с контролирующими органами был таким сложным, что нам порой казалось — все, предприятия не будет, — отмечает он.
Однако сыграло роль то, что компания сама предъявляет высокие требования к разного рода очистным сооружениям, поэтому, по словам Кошелева, все проблемы благополучно разрешились. Он отметил, что до конца года в ОЭЗ «Липецк» пустят еще ряд производств, которые также можно назвать уникальными.
Только ОЭЗ?
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных отметил, что все это еще раз доказывает: главные критерии эффективности ОЭЗ — это не столько приток новых инвесторов, сколько реализация их проектов, а потом и выход на запланированные мощности.
— Если этого не происходит — стоит насторожиться, — заметил он.
<!—
—>
Гекхан Сайг в свою очередь добавил: перед переговорами с липецкими властями и знакомством с самой ОЭЗ аналитики компании изучили примеры успешного старта других призводств в этой области. Как резидентов ОЭЗ, так и нерезидентов. И пришли к выводу: если другие там прекрасно работают, Schlumberger тоже сможет.
Однако, как отмечают аналитики, этот процесс — когда один инвестор привлекает другого в ОЭЗ — не так уж и позитивен: компании не принимают во внимание другие территории. К тому же рано или поздно особые экономические зоны будут заполнены, а инвесторы по-прежнему станут ждать преференций. Как быть тогда?
На этот вопрос в Липецкой области отвечают главы районов, для которых привлечение инвестиций — главная задача.
— Предприятия по производству электродвигателей в нашем районе могло и не быть, — отмечает глава Усманского района Владимир Мазо, рассказывая о заводе «Генборг». — Сначала они хотели разместить площадку, и вовсе в другом регионе, но там долго не могли пробиться к губернатору. Приехали к нам, и я подумал, что они ведь могут уйти в ОЭЗ. И для нас это не очень хорошо. Но потом согласились на площадку здесь. У нас же есть для них прекрасные кадры.
Кстати
Площадка особой экономической зоны под Воронежем расположена близ индустриального парка «Масловский» (свою роль сыграл тот факт, что парк обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой) и занимает территорию в 220 гектаров. Для того чтобы полностью обустроить ее под нужды потенциальных инвесторов, потребуется не менее 2,5 миллиарда рублей из федерального и регионального бюджетов. В следующем году воронежские власти намерены привлечь на эти цели около 500 миллионов, при этом готовы начать работы самостоятельно — не дожидаясь окончательного оформления документов, предполагающих федеральное финансирование. При этом сумма инвестиций в территорию, по прогнозам экономистов, может достигнуть 30 миллиардов рублей. Здесь планируется разместить около 15 предприятий. Первых резидентов в новой ОЭЗ ожидают в будущем году.