Татьяна Воронова
МОСКВА (Рейтер) — Новые нормы резервирования потерь по кредитам, которые председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в феврале представила на заседании Госсовета президенту Владимиру Путину, ухудшили отношения между регулятором и крупнейшими госбанками, сказали Рейтер четыре топ-менеджера из банков, входящих в «большую пятерку», и подтвердил один федеральный чиновник.
«Нагрузка на показатели может быть колоссальной, — сказал один из банкиров. — В последние годы сделки M&A активно проводили госкомпании. Теперь может получиться, что желающих выдать кредит на то, чтобы компания перешла в правильные руки, будет меньше». Однако скептицизм банкиров не разделяют лоббисты.
«Я лично не вижу повода для беспокойства, новые нормы резервирования более содержательные. Подход регулятора абсолютно правильный — нужно стимулировать крупные банки кредитовать экономику, а не сделки», — сказал председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
ЦБР пока не ответил на запрос Рейтер об отношениях с крупнейшими банками и не стал комментировать, с чем не согласны банки.
На заседании Госсовета в Ростове-на-Дону в феврале Набиуллина говорила, что банки увлекаются кредитованием рискованных слияний и поглощений.
«Это означает бо́льшие риски, потому что предприятие должно обслуживать и свои прибыли, не только проценты по ставкам, которые взяты на развитие производственной деятельности, но и обслуживать тот кредит, который берут собственники предприятий на покупку каких-то активов», — сказала она тогда, добавив, что по кредитам, выданным на такие сделки «будут повышенные требования по резервам».
ЦБР оценил, что четыре крупнейших банка — Сбербанк, ВТБ (MCX:VTBR), Газпромбанк и РСХБ — выдали на M&A 2,5 триллиона рублей, сказала тогда Набиуллина. Таким образом, на M&A в среднем ушло 12 процентов корпоративного кредитного портфеля.
Это средняя цифра, однако от банка к банку ситуация отличается довольно сильно, сказал Рейтер один из банкиров.
Такие сделки, говорил ранее первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин, в 90 случаях из 100 не приводят к экономическому росту, но при этом соотношение долг/EBITDA у нефинансовых компаний увеличивается в два-три раза.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОВЫЕ КРЕДИТЫ
Как именно могут измениться резервные требования, ЦБР не уточнил, как и то, каких именно кредитов — всех или только вновь выданных — они коснутся.
Безотносительно того, будет это касаться уже выданных или вновь выдаваемых кредитов для банков, это может обернуться значительными расходами на резервы — компании активно замещают кредиты из-за снижения ставок, считает топ-менеджер одного из пяти крупнейших банков.
Косвенно этот процесс подтверждают данные Сбербанка (MCX:SBER). Из отчетности за первый квартал 2018 года следует, что госбанк выдал 3 триллиона рублей корпоративным клиентам. Это почти четверть корпоративного портфеля. При этом портфель вырос лишь на 0,6 процента до 12 триллионов рублей. Сбербанк отказался от комментариев.
«Учитывая рекордные выдачи Сбербанка в 26 процентов объема портфеля при его скромном росте, можно предположить, что сейчас усиливается давление на чистую процентную маржу из-за ускорившегося репрайсинга», — сказал аналитик ВТБ Капитала Михаил Шлемов.
Аналитик АКРА Кирилл Лукашук говорит, что подобное происходит по всему рынку: у заемщиков есть спрос на перекредитование по более низким ставкам, и компании делают это как с участием старого кредитора, так и новых.
Спрос на новые более дешевые кредиты при ужесточении регулирования может обернуться ростом резервов для крупных банков, допускает Лукашук.
Сотрудник одного из трех крупнейших банков РФ говорит, что у банков есть способы не пересматривать резервы по кредитам на M&A в случае, когда меняются их условия — если ставка снижается, то финансовое положение заемщика улучшается. Однако проблема в том, что новые требования ЦБР подразумевают, что такой возможности кредиторы могут лишиться.
СПОР НЕ ОКОНЧЕН
Тот факт, что резервирование составляет 21 процент от суммы кредита, вкупе с тем, что у банков не будет возможности не учитывать фактор перекредитования на более выгодных ценовых условиях, и привел к тому, что у госбанков много нареканий к этой идее, говорит сотрудник одного из трех крупнейших банков.
Итоговый вариант новых требований по резервам банкам еще не известен, говорят три банкира из крупнейших банков.
«Один из вариантов — смягчить их по сравнению с первоначальным вариантом. Такое решение вполне может быть принято», — сказал один из них.
В четверг, 12 апреля, зампред ЦБР Василий Поздышев пообещал, что Центробанк вначале опубликует консультативный доклад по теме резервирования, чтобы обсудить ее с банковским сообществом.
Один из федеральных чиновников сказал, что в условиях, когда к банкам одновременно повышаются требования достаточности капитала из-за регуляторных надбавок и начала применения норм МСФО 9, вводить столь консервативные резервные требования — очень спорный шаг. По его словам, идею не поддерживает Минфин, который вел долгую, но успешную дискуссию с крупнейшими госбанками о повышении дивидендных выплат, что также означает нагрузку на прибыль и капитал.
Представитель Минфина не прокомментировал ситуацию.
Пресс-служба Сбербанка отказалась от комментариев, РСХБ, Газпромбанк и ВТБ не ответили на запрос.
(Редактор Дмитрий Антонов)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;