
IPO Dropbox стало одним из немногих размещений крупных технологичных компаний за последнее время, и поэтому привлекло значительный интерес инвесторов – по некоторым данным, он превысил объем предложения в 25 раз. Dropbox изначально установила ценовой диапазон в $16-18 за акцию, затем повысила его до $18-20, а размещение проводилось уже по $21. Было размещено 36 млн акций, так что сумма всего размещения составила $756 млн. В качестве одного из основных достоинств Dropbox было отмечено наличие по итогам 2017 г. $1,1 млрд выручки, высокий потенциал роста. И даже убытки в $111,7 млн по итогам года был оценен как положительный момент, поскольку сократился на 46,7%.
Однако в итоге компания была оценена всего в $9,2 млрд, то есть ниже оценки в $10 млрд, полученной в ходе последнего привлечения частного капитала в 2014 году. Парадокс в том, что уже в начале торгов акции компании оценивались в $29, и, хотя к концу торгов они несколько подешевели, но все равно котировались на 36% выше цены размещения. Таким образом, компания и ее акционеры в сумме получили за акции на $250-300 млн меньше, чем если бы продавали их по нынешним ценам.
Тем не менее, эксперты не считают действия Dropbox ошибкой. «Технические IPO и их ценообразование – чистая алхимия. Тому было много примеров, что после IPO бумаги вырастают вдвое. Это не значит, что IPO проведено неправильно. Как раз IPO точнее показывает, сколько реально стоит компания, как ее оценивают институционалы. Торговля в первые несколько дней не показывает реальной цены. Есть примеры компаний, сильно падавших после IPO – в том числе и после роста, это риск и для инвесторов, так что поведение Dropbox вполне разумно, – считает директор Leon Multi Family Office Михаил Борисов. – Для компании нет цели получить максимум на IPO – им нужна хорошая база инвесторов. Они оставляют апсайд, и для компаний без прибыли такая оценка крайне затруднена, а люди инвестируют в нее не ради дивидендов, а именно ради апсайда. Эмитенту не нужно выжимать из инвесторов все соки, если только он не намерен завтра убежать с деньгами в Мексику – им еще работать вместе. Никто бы не участвовал в IPOпо максимальной цене. Бизнес некультовый, спорный, конкуренция изрядная, нашли хороший момент, разместились – молодцы».
Кроме того, скачок цен после размещения может говорить не столько о стоимости самой Dropbox, сколько о наличии на рынке избытка денег. «Когда инвесторы начинают все покупать дорого, это говорит о хайпе, на рынке много горячих денег. Эмитент видит разумную цену, она его устраивает – что еще нужно? – рассуждает президент группы «Московские партнеры» Евгений Коган. – Да, они могли недооценить хайп. Но они сразу создали себе хорошую, позитивную историю – может быть, они смотрят в завтра, когда им понадобится SPO. Сейчас все заработали, все счастливы. И теперь спекулянты приучены к возможности заработать на Dropbox, так что при вторичном размещении прибегут и по дорогой цене. Так что тактически эмитент проиграл, а стратегически, возможно, выиграл».
И такая защита вполне может понадобиться Dropbox – ведь рынок, как уже говорилось, конкурентный. «Бизнес не защищаемый. Любой крупняк с облачными решениями при желании съест их в момент», – отмечает Борисов.
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;