Подготовило памятку управление Федеральной службы судебных приставов по Москве. Как подчеркивают авторы документа, нередко в сферу внимания коллекторов попадает не только сам должник, но его родственники, друзья, знакомые. В результате количество пострадавших от хамства и произвола увеличивается в несколько раз.
<!—
—>
Отдавать долги надо, это безусловно. Но требовать вернуть долги следует строго в рамках законах, то есть без грубостей. Как себя вести, если вы имеете займы и просроченные обязательства?
«Прежде всего необходимо внимательно относиться к финансовым документам, — подчеркивают судебные приставы. — Необходимо сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга».
Три года — это срок исковой давности. Сохраненные документы — страховка от проблем.
Если где-то возникнет путаница и кто-то предъявит претензии по давно погашенным долгам, квитанции станут достойным ответом истцам. В случае если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно, — советуют судебные приставы. — Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не запрещает вам просить копии этих документов, либо их фотографировать)».
<!—
—>
Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия, то есть грубит, угрожает и т.п., включайте диктофон или видеозапись. Как правило, предупреждение, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным. Если вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Приставы подчеркивают, что кредитор и тем более коллектор заинтересованы в сохранении конструктивного общения и, как правило, готовы на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество и т.п.).
Памятка «Как защититься от незаконных действий коллекторов»