Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Экономика и финансы / Без наличных контактов Нефтяники придержат доллары на будущее Форс-мажор вписался в бизнес-планы Как изменится наша жизнь после кризиса Экономисты РАН дали прогноз на 2020 год

Без наличных контактов Нефтяники придержат доллары на будущее Форс-мажор вписался в бизнес-планы Как изменится наша жизнь после кризиса Экономисты РАН дали прогноз на 2020 год

Новые меры поддержки Банка России направлены на поддержание способности финансового сектора предоставлять ресурсы экономике, на защиту интересов пострадавших от пандемии граждан и доступность платежей для населения, а также на адаптацию финансового сектора к действию ограничительных мер по борьбе с вирусом.
Так, ЦБ порекомендовал банкам, микрофинансовым организациям и кредитным кооперативам реструктурировать долги и не начислять штрафы и пени тем заемщикам, у которых обнаружен коронавирус. Схожие рекомендации регулятор дал и страховым компаниям.
Также в связи с распространением коронавируса Банк России может ограничить предельные комиссии по эквайрингу при оплате картами онлайн-заказов продовольствия и лекарств.
Кроме того, с 1 мая банки не смогут взимать комиссии с физлиц за переводы в Системе быстрых платежей на сумму до 100 тысяч рублей в месяц.
Проценты по кредитам и вкладам могут вырасти, но максимум на 1 процент
Для поддержки ипотеки Банк России снизил надбавки к коэффициентам риска по жилищным кредитам, которые будут предоставлены с 1 апреля. Это решение поможет заемщикам с низким первоначальным взносом и высоким отношением долг/доход. Для ипотечных кредитов с низким первоначальным взносом (до 10%), погашаемых за счет материнского капитала, надбавки к коэффициентам риска теперь будут снижаться по мере погашения кредита.
Малый и средний бизнес в условиях пандемии — один из самых уязвимых секторов экономики. Поэтому Банк России расширил программу по рефинансированию кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Помимо инструмента, направленного на ограничение процентных ставок по кредитам заемщикам, вводится новый инструмент с лимитом рефинансирования 500 млрд рублей для поддержания объемов кредитования МСП. В рамках обоих инструментов с 23 марта процентная ставка ЦБ устанавливается в размере 4%. Конечная ставка по кредитам для МСП не должна превышать 8,5%, отраслевые ограничения на кредитование снимаются.
<!—

—>
По мнению ЦБ, повышенный потребительский спрос на продукты из-за коронавируса, снижение цен на нефть и, соответственно, курса рубля создают краткосрочные условия для разгона потребительских цен. Но потом с инфляцией все будет совсем не так. На фоне распространения эпидемии и в России, и в мире замедляется спрос (в связи с карантинами, удаленным форматом работы, закрытием границ). У людей меньше возможностей делать покупки товаров и услуг, это создает давление на бизнес, а значит, и на доходы граждан, отметила на пресс-конференции глава Банка России Эльвира Набиуллина. В среднесрочной перспективе это будет, напротив, тормозить инфляцию, рассчитывают в ЦБ.
Таким образом, инфляция в 2020 году действительно не только догонит с текущих очень низких позиций цель Банка России «вблизи 4%», но даже может и превысить ее, допустила Набиуллина. Но в 2021 году баланс должен восстановиться, а инфляция — вернуться к цели.
С учетом баланса рисков для экономики, инфляции и стабильности финансового сектора Банк России в итоге решил не менять ключевую ставку, оставив ее на уровне 6% годовых. Впрочем, Набиуллина допустила на ближайших заседаниях и повышение, и понижение ключевой ставки — все в зависимости от ситуации на финансовом рынке. По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, ЦБ на следующем заседании в апреле возьмет еще одну паузу по ставке, тогда как во втором полугодии потенциально может открыться окно для ее понижения. Ключевая ставка на конец года может составить 6,25%, если же цена на нефть и курс рубля более устойчиво останутся на текущих уровнях — то может вырасти вплоть до 7%, допускает экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец.
Нынешнее сохранение ставки, впрочем, не означает, что банки не станут менять ставки по кредитам и вкладам — они определяются еще и происходящим на рынке, особенно ростом доходности гособлигаций. Поэтому в ближайшие месяцы не исключено небольшое повышение ставок банками, но оно вряд ли превысит даже 1 процентный пункт, говорит директор-руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин.
В частности, некоторые банки уже начали поднимать ставки по ипотеке. По словам Набиуллиной, поведение ставок по жилищным кредитам в этом году также будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Но в период до 2024 года, как предусмотрено тематическим нацпроектом, они должны опуститься до 7-8%, рассчитывает глава Банка России. В феврале, еще до дестабилизации рынков, средние ставки по ипотеке, по данным регулятора, находились на историческом минимуме — 8,84%.
Как у них
Деньги попали под раздачу
Банк России против прямых выплат гражданам для стимулирования спроса, как это предлагается делать в США. Там обсуждаются выплаты семьям с доходами менее 75 тысяч долларов в год — по 1200 долларов на каждого взрослого и по 500 долларов на ребенка.
<!—

—>
Это стимулирование спроса через «разбрасывание денег с вертолета». Ранее ведущие мировые центробанки для ликвидации дефицита долларовой ликвидности обнулили свои ставки и запустили беспрецедентные программы количественного смягчения (QE) — впрыскивания денег в экономику через выкуп долговых активов. Европейский центробанк, увеличив QE, не стал, впрочем, опускать ставку еще дальше в отрицательную зону — негативный эффект для банков и сбережений от этого слишком высок. От количественного смягчения выигрывают участники финансовых рынков, а «вертолетные» деньги должны поддержать реальную экономику, рассчитывает аналитик «ВТБ Капитала» Нил Маккиннон.
«В нашей ситуации такой необходимости (в прямых выплатах. — Прим. ред.), конечно, нет, — сказала Эльвира Набиуллина. — У нас и по ставке есть большой задел, что называется, и другие меры, которые позволят поддержать и граждан, и потребительскую активность, и доходы». Она напомнила, что к поддержке спроса через прямые выплаты гражданам прибегают, когда остальные меры исчерпаны. То есть базовые процентные ставки снижены до нуля или отрицательных значений, ведутся обширные программы выкупа ценных бумаг с рынка, «раздуты» балансы центробанков.
По словам Набиуллиной, эффект подобных мер тяжело оценить. «Очень много вопросов к тому, что деньги именно дойдут до потребителей и вызовут соответствующий рост потребительской склонности и стимулируют спрос», — сказала она.
Себестоимость добычи нефти в России с учетом всех затрат и налогов оценивается в диапазоне от 25 до 60 долларов за баррель. На действующих месторождениях рентабельной может оставаться добыча и при ценах на «черное золото» ниже этих цифр. Операционные (повседневные) издержки на производство нефти в России сравнительно невелики, на большинстве действующих месторождений они не превышают 6 долларов за баррель. Если цены на нефть позволяют отбивать операционные расходы и часть капитальных затрат (вложения в обустройство участка, строительство инфраструктуры, организацию добычи и прочее) или месторождение запущено давно и успело окупить капитальные затраты, то производство нефти на нем останется выгодным.
<!—

—>
Поэтому даже при нынешних котировках барреля добыча нефти в России не остановится, а, возможно, даже будет расти. Совсем другое дело — освоение новых регионов нефтедобычи в Восточной Сибири и Арктике с суровым климатом, дефицитом рабочих рук, где надо почти с нуля создавать инфраструктуру. Это требует солидных инвестиций, но при существующих ценах на нефть выгода от подобных вложений становится иллюзорной. То же самое касается разработки ТРИЗ и новых проектов на арктическом шельфе, делать которые считалось нерентабельными даже при 60 долларах за баррель.
Теперь на этих территориях может снизиться объем геологоразведки, то есть работы на будущее отрасли. Зачем что-то искать там, где ничего не собираешься добывать. «В России очень мало новых нефтяных провинций, в основном идет доразведка. В дальнейшем геологическом изучении нуждается Восточная Сибирь и Арктика, но при низких ценах их разработка нецелесообразна», — считает руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов.
Ранее запуску новых проектов мешало соглашение ОПЕК+, теперь — низкие цены на нефть
Пока о снижении вложений в нефтедобычу заявили в основном иностранные компании. Антирекорд побила саудовская Saudi Aramco, объявившая о сокращении капитальных вложений на 10-15 млрд долларов. Из российских нефтедобытчиков об уменьшении инвестиций объявил «ЛУКОЙЛ», который сократит инвестиционные и эксплуатационные расходы на 1,5 млрд долларов, большей частью за счет «вновь начинаемых проектов». Это составляет около 17% от общей суммы запланированных вложений. «Роснефть» даже в условиях отказа от новых проектов по геологоразведке может добывать около 22 лет, не снижая объем добычи, сказал глава компании Игорь Сечин в интервью каналу «Россия 24».
Компании снова сосредоточатся на интенсивной добыче легкоизвлекаемых ресурсов и будут откладывать освоение трудных месторождений, считает аналитик «Финам» Алексей Калачев. С точки зрения эффективности им нет смысла вкладывать сегодняшние дорожающие нефтедоллары в будущие дешевеющие ресурсы.
Резкое замедление мировой экономики может негативно сказаться, например, на экспортерах потребительских товаров из-за пониженного спроса или строительных материалов из-за заморозки строящихся объектов. Также сложно придется тем производителям, работа которых завязана на импорте. Цены на некоторое импортное оборудование и сырье подскочили на 20-30%, говорит исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров Юрий Шурыгин.
<!—

—>
Когда производство в Китае начало восстанавливаться, под карантин попала Европа. И теперь в вынужденном простое находятся российские поставщики, работающие на европейский рынок. Например, производители автокомплектующих.
«Многие российские экспортеры получили от своих контрагентов уведомления о приостановке деятельности, — рассказывает Оксана Курочкина, управляющий партнер компании «Право для бизнеса». — Весь персонал отправлен на карантин, и контракт с их стороны просто некому исполнять».
Минфин в связи с этим сообщил, что резиденты не будут привлекаться к административной ответственности в случае нарушения иностранными контрагентами условий внешнеторговых контрактов, если это вызвано форс-мажорными обстоятельствами.
«Мы исходим из того, что, когда распространение болезни будет остановлено, мы увидим оживление мировой экономики и торговли, — указывает генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. — За время пандемии в мире сформируется отложенный спрос, который позволит в значительной степени компенсировать недопоставленные объемы товаров».
<!—

—>
Торгово-промышленная палата России, которая осуществляет процедуру подтверждения форс-мажорных обстоятельств, открыла «горячую линию» по вопросам исполнения контрактов в условиях коронавируса. Президент ТПП РФ Сергей Катырин пояснил, что в качестве форс-мажора свидетельствуется не сама эпидемия, а ограничительные или иные меры, которые предпринимают российские власти и из-за которых российская компания не может исполнить контракт. То есть свидетельство не касается ситуаций, когда контракт приостанавливается из-за действий страны контрагента.
В большинстве контрактов при описании обстоятельств форс-мажора редко упоминается «эпидемия», но всегда есть формулировка «действия госорганов». Если, например, премьер-министр Италии официально объявил о карантине, это рассматривается как действие непреодолимых сил. В таких случаях договор не аннулируется, а замораживается на 2-3 месяца, поясняет Курочкина.
Шурыгин обращает внимание, что все новые контракты сейчас поставлены на «стоп», переговоры отложены — ситуация изоляции не позволяет людям встретиться и обсудить условия.
Кризисы приходят и уходят, вирусы атакуют и отступают. Но после них наша жизнь меняется. И часто в лучшую сторону. Чтобы успешно жить и работать в будущем, мы должны сделать ставку на развитие технологий, как на личностном, так и на производственном уровне, и на перестройку форматов занятости.
В России 80% компаний ведут классический бизнес: это торговля, общепит, турбизнес. Любой кризис всегда рушит старые модели. Тысячи компаний, работающих по старинке, начнут и уже начали испытывать сложности, которые могут приводить к банкротствам. В группе риска и закредитованные компании. Турфирмы — вообще очень старый бизнес. В мире уже практически нет турфирм. Сейчас и организованные группы туристов собираются онлайн, и даже чартер можно сформировать онлайн. Исчезновение туристических компаний неизбежно, нынешние события лишь ускорят этот процесс.
Компании, которые уже сейчас уделяют внимание развитию технологий, могут выйти из кризиса без особых потерь. Работа в технологически развитой компании — это залог устойчивости на рынке труда, гарантированной занятости и успешности.
<!—

—>
Кризисы обычно порождают и новые формы занятости. Нынешние события будут способствовать росту числа самозанятых — тех людей, которые, сидя дома, продают свои профессиональные компетенции. Быстрее всего к самозанятости адаптируются дизайнеры, программисты, всевозможные аналитики, переводчики, журналисты и другие представители творческой интеллигенции.
Людей, которые работают в штате, будет становиться все меньше, их зарплаты окажутся ниже, чем у самозанятых. Рынок самозанятости по итогам кризиса сильно увеличится не только в России, но и по всему миру.
В результате ограничительных мер из-за COVID-19 цифровизация пойдет более быстрыми темпами. Это естественный ответ на отмену мероприятий, закрытие театров, выставок. Люди, которые все откладывали освоение электронных сервисов, сейчас их освоят.
Пожилые, которым во времена эпидемии нужно особенно осторожно относиться к своему здоровью и ограничить передвижение, научатся покупать товары в интернете, смотреть онлайн-фильмы, спектакли и концерты. В онлайн уже ушли всевозможные выставки, форумы, конференции.
На полноценный экономический подъем можно рассчитывать через полтора года. Весь год мы проживем в условиях рецессии. В следующем году нас ждет только легкий вздох.
По итогам 2020 года темпы роста ВВП в российской экономике могут снизиться с ранее ожидавшихся 2% до 0,2%, динамика доходов населения будет нулевой, инвестиции в основной капитал, при условии сохранения финансирования в рамках национальных проектов, вырастут на 2%. Экспорт сократится на 2%, а импорт — сразу на 8% (следствие слабого рубля). При наиболее вероятной среднегодовой цене на нефть в 35 долларов за баррель равновесное значение валютного курса составит 85 рублей за доллар, для стабилизации курса на уровне в 75 рублей ЦБ необходимо израсходовать в рамках уже начатых интервенций («стандартных» и «дополнительных») 35 млрд долларов из валютных резервов.
<!—

—>
Такие оценки содержит предварительный прогноз, подготовленный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Это не кризис, но рецессия, очень напоминающая ситуацию 2016 года.
При этом по текущим оценкам эпидемия коронавируса обойдется мировой экономике в 2020 году в замедлении роста на 1-1,5 процентных пункта. Это означает, что он составит лишь около 1%.
Учитывая запредельный уровень перекрестного резервирования в бюджетной и финансовой системе, прогноз ИНП РАН исходит из того, что все бюджетные планы на 2020 год будут выполнены, в том числе за счет резервов. Расчеты института показывают, что дефицит консолидированного бюджета при этом может достигать 3,5% ВВП, федерального — 2% ВВП. При длительном сохранении низких цен на нефть неизбежно обострится дискуссия о «потолках» государственных расходов и приоритетах при финансировании нацпроектов, указывает член-корреспондент РАН, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Александр Широв.
Это не кризис, но рецессия, очень напоминающая ситуацию 2016 года
Совершенно новая форма кризиса потребует от правительства в первую очередь мер по поддержке населения, говорится в прогнозе. Если граждане, работающие в бюджетном секторе и крупных компаниях будут, вне всякого сомнения, исправно получать зарплаты даже в условиях временного простоя, то в отношении занятых в мелком и среднем бизнесе такой уверенности нет. Этим людям нужно платить пособия по безработице в увеличенном размере, полагает Широв. Налоговые меры поддержки в сложившихся условиях будут малоэффективными, так как не смогут быстро повлиять на доходы населения. Проблема прямого субсидирования спроса связана с рядом технических трудностей. Если с пенсионерами и бюджетниками все более или менее понятно, то что сделать с остальными не ясно; речь может идти о целенаправленном обеспечении спроса на покупку товаров первой необходимости (продовольствие, медикаменты).
<!—

—>
Для крупного бизнеса главное отличие текущей ситуации от предыдущих кризисов в том, что после введения санкций исчезли риски, связанные с валютной закредитованностью ключевых публичных компаний. Помимо уже принятых или намеченных правительством решений, можно использовать зарекомендовавшие себя в 2009 и 2015 годах антикризисные меры — льготное кредитование ведущих компаний, расширение инструментов госгарантий по кредитам, увеличение госзакупок автомобильной и коммунальной техники и жилья для военнослужащих, а также расширение льготных программ для покупателей автомобилей, говорит Широв.
Официальный прогноз Минэкономразвития должен быть внесен в правительство в апреле. Очевидно, что январская версия прогноза в марте безнадежно устарела (ускорение роста ВВП до 1,9%, среднегодовая цена Urals 57,7 доллара за баррель, среднегодовой курс доллара 63,9 рубля).

Инфографика «РГ»/Антон Переплетчиков/Игорь Зубков

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.