Хеннинг Глойстин, Джессика Джаганатан
НУСА-ДУА/СИНГАПУР (Рейтер) — Стремительно растущий спрос в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии съедает излишки сжиженного природного газа (СПГ) в регионе, открывая возможности для новых проектов от Восточной Африки до Северной Америки.
Как показали данные системы слежения за судами в терминале Eikon, мировой импорт СПГ вырос на 40 процентов с 2015 года примерно до 40 миллиардов кубических метров в месяц. В 2017 году рост ускорился – импорт увеличился на одну пятую, в основном за счёт Китая, но не без участия Южной Кореи и Японии.
С 2015 года на азиатском рынке СПГ сохранялся переизбыток. Но программа газификации, запущенная Пекином в прошлом году, хороший экономический рост в регионе в целом и холодная зима подтолкнули спрос, за счёт чего спотовые цены на СПГ выросли вдвое с середины 2017 года.
Баланс спроса и предложения в Азии, как ожидается, будет оставаться относительно крепким на протяжении всего 2018 года, так как Китай продолжает инициативу по переходу на газ для нужд отопления и учитывая задержки с запуском нескольких экспортных проектов.
«Баланс будет сохраняться, потому что спрос растёт, а ввод проектов, которые ждали, отложен», – сказал Дзюн Нишизава, старший вице-президент в энергетическом подразделении японской Mitsubishi Corp’s.
Под отложенными проектами Нишизава имел в виду экспортный СПГ-терминал Cameron в Луизиане, в котором участвует Mitsubishi, а также проект Freeport LNG в Техасе.
Первая очередь проекта Freeport LNG, как ожидается, будет запущена в ноябре 2018 года. Пока ни о каких задержках не объявлялось.
«Не думаю, что к концу года можно рассчитывать на значительные объёмы производства СПГ в рамках этих двух проектов», – сказал Нишизава на отраслевой конференции, которая прошла на прошлой неделе на индонезийском острове Бали.
Кроме того, уже не один раз откладывался запуск СПГ-проекта Ichthys в Австралии, разработкой которого занимаются японская Inpex и французская Total (PA:TOTF). Глава французского концерна Патрика Пуянне сказал в связи с этим, что первые экспортные поставки в рамках проекта начнутся не раньше второго квартала.
Что касается танкерного рынка СПГ, то здесь динамика также положительная.
«Прогноз для мирового танкерного рынка СПГ на 2018 год и 2019-й выглядит всё более оптимистично благодаря хорошему росту спроса и сокращению заказов (на новые суда)», – говорится в аналитической заметке BMI Research.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Неожиданное выравнивание баланса спроса и предложения на азиатском рынке СПГ открывает возможности для новых проектов впервые за последние несколько лет.
Обвал цен на энергоресурсы в середине 2014 года привёл к тому, что многие проекты были или отложены, или вовсе свёрнуты. Но с восстановлением цен компании постепенно навёрстывают упущенное.
«Рынок СПГ в Азии вырастет. Это, в свою очередь, будет стимулировать большее число производителей идти на риск и развивать новые проекты, чтобы попасть на азиатский рынок», – сказал Яранд Ристад из Rystad Energy.
Так, американская энергокомпания Anadarko Petroleum продолжает поиски потенциальных покупателей газа с месторождения в Мозамбике, что приближает её к принятию окончательного инвестиционного решения по проекту.
Среди заинтересованных компаний — Tokyo Gas, сказали три осведомлённых источника.
Обе компании от комментариев отказались.
Извлекаемые запасы газа в рамках концессии Anadarko в Мозамбике оцениваются на уровне около 75 триллионов кубических футов (2,1 триллиона кубометров), говорится на сайте компании. Этот объём в четыре раза превосходит совокупный мировой импорт СПГ в 2017 году.
Кроме того, ряд компаний в Северной Америке также рассчитывают на окончательное инвестиционное решение по экспортным проектам в этом году.
К ним относятся $40-миллиардный проект LNG Canada, или Kitimat. Это совместное предприятие Royal Dutch Shell, PetroChina, Korea Gas Corporation и Mitsubishi; его производственные мощности составляют 6,5 миллиона тонн сжиженного газа в год.
Pembina Pipeline тоже надеется принять окончательное инвестиционное решение по проекту завода по сжижению газа Jordan Cove в Орегоне. Мощность предприятия составит 7,8 миллиона тонн в год.
Планирует расширение и американская Cheniere Energy.
И Катар не собирается плестись в хвосте: к 2024 году крупнейший экспортёр СПГ планирует расширить производство более чем до 100 миллионов тонн в год с текущих 77 миллионов тонн.
География других запланированных проектов простирается от Западной Африки до Папуа-Новой Гвинеи.
В то же время отраслевые эксперты видят риски для реализации новых проектов в участившихся спорах между импортёрами и поставщиками СПГ по поводу условий контрактов.
Как стало известно, южнокорейская госкомпания Korea Gas Corp (KOGAS) решила оспорить в арбитраже условия контракта на поставку СПГ в рамках австралийского проекта North West Shelf Gas.
Решение KOGAS может изменить устоявшийся порядок на рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так как её примеру могут последовать и другие игроки, считают аналитики.
По мнению экспертов Poten and Partners, отказ импортёров от долгосрочных контрактов осложнит разработчикам финансирование новых проектов.
НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ СПРОСА
В течение предыдущих десяти лет Северная Азия оставалась основным источником спроса на СПГ, а крупнейшими импортёрами были Япония, Китай и Южная Корея. Пекин при этом являлся главным драйвером роста спроса.
Теперь рост спроса наблюдается в Южной и Юго-Восточной Азии. Так, Индия вслед за Китаем разворачивает программу развития газового сектора и планирует построить 11 новых СПГ-терминалов в дополнение к существующим четырём.
Пакистан, который начал импорт сжиженного газа в 2015 году, строит амбициозные планы расширения. Бангладеш и Мьянма также планируют развивать терминалы для приёма СПГ.
Таиланд рассчитывает нарастить импорт СПГ почти в семь раз к 2036 году до 35 миллионов тонн в год. А Индонезия – пятый по величине экспортёр СПГ, – в будущем, как ожидается, превратится в нетто-импортёра топлива в условиях стагнирующей внутренней добычи.
К 2030 году совокупный объём импорта Таиландом и Индонезией может достигнуть около 70 миллионов тонн СПГ в год, считает Азам Мухаммед из McKinsey. Это эквивалентно общему объёму импорта газа в Китай в 2017 году.
(При участии Осаму Цукимори в Токио. Перевела Татьяна Водянина. Редактор Андрей Кузьмин)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;