Вторник , 23 Апрель 2024
Home / Экономика и финансы / АНАЛИЗ-Мощный рост спроса на газ в Азии открывает возможности для новых СПГ-проектов

АНАЛИЗ-Мощный рост спроса на газ в Азии открывает возможности для новых СПГ-проектов

© Reuters. СПГ-танкер у побережья Сингапура

Хеннинг Глойстин, Джессика Джаганатан

НУСА-ДУА/СИНГАПУР (Рейтер) — Стремительно растущий спрос в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии съедает излишки сжиженного природного газа (СПГ) в регионе, открывая возможности для новых проектов от Восточной Африки до Северной Америки.

Как показали данные системы слежения за судами в терминале Eikon, мировой импорт СПГ вырос на 40 процентов с 2015 года примерно до 40 миллиардов кубических метров в месяц. В 2017 году рост ускорился – импорт увеличился на одну пятую, в основном за счёт Китая, но не без участия Южной Кореи и Японии.

С 2015 года на азиатском рынке СПГ сохранялся переизбыток. Но программа газификации, запущенная Пекином в прошлом году, хороший экономический рост в регионе в целом и холодная зима подтолкнули спрос, за счёт чего спотовые цены на СПГ выросли вдвое с середины 2017 года.

Баланс спроса и предложения в Азии, как ожидается, будет оставаться относительно крепким на протяжении всего 2018 года, так как Китай продолжает инициативу по переходу на газ для нужд отопления и учитывая задержки с запуском нескольких экспортных проектов.

«Баланс будет сохраняться, потому что спрос растёт, а ввод проектов, которые ждали, отложен», – сказал Дзюн Нишизава, старший вице-президент в энергетическом подразделении японской Mitsubishi Corp’s.

Под отложенными проектами Нишизава имел в виду экспортный СПГ-терминал Cameron в Луизиане, в котором участвует Mitsubishi, а также проект Freeport LNG в Техасе.

Первая очередь проекта Freeport LNG, как ожидается, будет запущена в ноябре 2018 года. Пока ни о каких задержках не объявлялось.

«Не думаю, что к концу года можно рассчитывать на значительные объёмы производства СПГ в рамках этих двух проектов», – сказал Нишизава на отраслевой конференции, которая прошла на прошлой неделе на индонезийском острове Бали.

Кроме того, уже не один раз откладывался запуск СПГ-проекта Ichthys в Австралии, разработкой которого занимаются японская Inpex и французская Total (PA:TOTF). Глава французского концерна Патрика Пуянне сказал в связи с этим, что первые экспортные поставки в рамках проекта начнутся не раньше второго квартала.

Что касается танкерного рынка СПГ, то здесь динамика также положительная.

«Прогноз для мирового танкерного рынка СПГ на 2018 год и 2019-й выглядит всё более оптимистично благодаря хорошему росту спроса и сокращению заказов (на новые суда)», – говорится в аналитической заметке BMI Research.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Неожиданное выравнивание баланса спроса и предложения на азиатском рынке СПГ открывает возможности для новых проектов впервые за последние несколько лет.

Обвал цен на энергоресурсы в середине 2014 года привёл к тому, что многие проекты были или отложены, или вовсе свёрнуты. Но с восстановлением цен компании постепенно навёрстывают упущенное.

«Рынок СПГ в Азии вырастет. Это, в свою очередь, будет стимулировать большее число производителей идти на риск и развивать новые проекты, чтобы попасть на азиатский рынок», – сказал Яранд Ристад из Rystad Energy.

Так, американская энергокомпания Anadarko Petroleum продолжает поиски потенциальных покупателей газа с месторождения в Мозамбике, что приближает её к принятию окончательного инвестиционного решения по проекту.

Среди заинтересованных компаний — Tokyo Gas, сказали три осведомлённых источника.

Обе компании от комментариев отказались.

Извлекаемые запасы газа в рамках концессии Anadarko в Мозамбике оцениваются на уровне около 75 триллионов кубических футов (2,1 триллиона кубометров), говорится на сайте компании. Этот объём в четыре раза превосходит совокупный мировой импорт СПГ в 2017 году.

Кроме того, ряд компаний в Северной Америке также рассчитывают на окончательное инвестиционное решение по экспортным проектам в этом году.

К ним относятся $40-миллиардный проект LNG Canada, или Kitimat. Это совместное предприятие Royal Dutch Shell, PetroChina, Korea Gas Corporation и Mitsubishi; его производственные мощности составляют 6,5 миллиона тонн сжиженного газа в год.

Pembina Pipeline тоже надеется принять окончательное инвестиционное решение по проекту завода по сжижению газа Jordan Cove в Орегоне. Мощность предприятия составит 7,8 миллиона тонн в год.

Планирует расширение и американская Cheniere Energy.

И Катар не собирается плестись в хвосте: к 2024 году крупнейший экспортёр СПГ планирует расширить производство более чем до 100 миллионов тонн в год с текущих 77 миллионов тонн.

География других запланированных проектов простирается от Западной Африки до Папуа-Новой Гвинеи.

В то же время отраслевые эксперты видят риски для реализации новых проектов в участившихся спорах между импортёрами и поставщиками СПГ по поводу условий контрактов.

Как стало известно, южнокорейская госкомпания Korea Gas Corp (KOGAS) решила оспорить в арбитраже условия контракта на поставку СПГ в рамках австралийского проекта North West Shelf Gas.

Решение KOGAS может изменить устоявшийся порядок на рынке СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так как её примеру могут последовать и другие игроки, считают аналитики.

По мнению экспертов Poten and Partners, отказ импортёров от долгосрочных контрактов осложнит разработчикам финансирование новых проектов.

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ СПРОСА

В течение предыдущих десяти лет Северная Азия оставалась основным источником спроса на СПГ, а крупнейшими импортёрами были Япония, Китай и Южная Корея. Пекин при этом являлся главным драйвером роста спроса.

Теперь рост спроса наблюдается в Южной и Юго-Восточной Азии. Так, Индия вслед за Китаем разворачивает программу развития газового сектора и планирует построить 11 новых СПГ-терминалов в дополнение к существующим четырём.

Пакистан, который начал импорт сжиженного газа в 2015 году, строит амбициозные планы расширения. Бангладеш и Мьянма также планируют развивать терминалы для приёма СПГ.

Таиланд рассчитывает нарастить импорт СПГ почти в семь раз к 2036 году до 35 миллионов тонн в год. А Индонезия – пятый по величине экспортёр СПГ, – в будущем, как ожидается, превратится в нетто-импортёра топлива в условиях стагнирующей внутренней добычи.

К 2030 году совокупный объём импорта Таиландом и Индонезией может достигнуть около 70 миллионов тонн СПГ в год, считает Азам Мухаммед из McKinsey. Это эквивалентно общему объёму импорта газа в Китай в 2017 году.

(При участии Осаму Цукимори в Токио. Перевела Татьяна Водянина. Редактор Андрей Кузьмин)

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.