Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Экономика и финансы / АНАЛИЗ-Доходы бюджета РФ от налогового манёвра могут оказаться под вопросом

АНАЛИЗ-Доходы бюджета РФ от налогового манёвра могут оказаться под вопросом

© Reuters. Нефтяные танкеры Транснефти в порту Козьмино вблизи Находки

Максим Назаров

МОСКВА (Рейтер) — Минфин представит в пятницу экспертному совету Госдумы РФ законопроект, определяющий параметры налогового манёвра для нефтяной отрасли, который должен пройти первое чтение 5 июля.

Законопроект, как предполагает правительство, принесёт казне 1,6 триллиона рублей за шесть лет, однако переменные величины, включённые в документ, делают результат новации негарантированным: совокупность негативных факторов за этот период может свести к нулю ожидаемый положительный эффект для бюджета, показали расчёты Рейтер и мнения аналитиков.

Реформа, ускоренное утверждение который было спровоцировано скачком цен на бензин на внутреннем рынке после выборов президента РФ и нуждой в средствах на выполнение обещаний вступившего в эту должность Владимира Путина, призвана и сбалансировать ценообразование топлива в РФ, и принести в бюджет дополнительные доходы за счёт увеличения размера налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Законопроект на момент внесения документа в Госдуму http://sozd.parliament.gov.ru/bill/493989-7 http://sozd.parliament.gov.ru/bill/493997-7 включает следующие ключевые элементы:

— поэтапное в течение шести лет обнуление таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты с перенесением ставки нефтяной пошлины в формулу НДПИ;

— утверждение субсидии нефтепереработчикам в виде отрицательного акциза на нефть для сохранения существующей поддержки отрасли;

— дополнительная надбавка к отрицательному акцизу, призванная защитить внутренние цены от резких колебаний вслед за мировыми;

— предоставление правительству права устанавливать временные заградительные пошлины на нефтепродукты.

Директор нефтегазового центра EY в Москве Денис Борисов называет законопроект сбалансированным:

«С точки зрения добывающих проектов и НПЗ, которые получат право на отрицательный акциз, эффект от законопроекта о налоговом манёвре будет нулевым. А значит, манёвр является сбалансированным в сопоставлении с действующей налоговой системой».

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Манёвр предполагает, что дополнительный доход от постепенного переноса формулы экспортной пошлины в формулу НДПИ будет обеспечен расширением налоговой базы — с 255 миллионов тонн экспортируемой нефти до 550 миллионов тонн добываемой.

Обнуление экспортной пошлины на нефть и привязанных к ней пошлин на нефтепродукты лишит российские НПЗ значительной части маржи, которая сегодня возникает за счет того, что сумма пошлин на корзину продуктов переработки примерно в два раза ниже пошлины на объем нефти, из которой они выработаны.

Для компенсации потерь НПЗ законопроект вводит отрицательный акциз на нефть, который нефтепереработчики смогут получать из бюджета. Формула акциза такова, что фактически воспроизводит существующую формулу маржи переработки: пошлина на нефть минус сумма пошлин на основные продукты, полученные из неё. Значение акциза индивидуально для НПЗ и зависит от его сырья и технической оснащенности — определяется выходами темных и светлых нефтепродуктов, нафты и кокса.

То есть те суммы, которые государство теряет сегодня после превращения нефти на НПЗ в экспортируемые нефтепродукты, с проведением манёвра будут направлены переработчикам из бюджета — из дополнительных доходов от повышения НДПИ.

Если использовать средние значения цены на нефть и курс доллара, сложившиеся за первое полугодие 2018 года, то, по расчётам Рейтер, за предстояшие шесть лет завершающего этапа налогового маневра (при добыче на текущем уровне в 550 миллионов тонн в год) за счет роста НДПИ бюджет дополнительно получит 12,8-13,0 триллионов рублей с учетом льгот.

Из-за поэтапного снижения экспортной пошлины на нефть при экспорте 255 миллионов тонн в год бюджет с учетом льгот за эти же шесть лет недосчитается 4,2-4,3 триллиона рублей, от пошлин на нефтепродукты — ещё 1,8 триллиона рублей (при объемах экспорта на уровне установившихся за 2017 год).

Отрицательный акциз на нефть получат все крупные НПЗ РФ, а не только выпускающие качественное моторное топливо, благодаря санкционной оговорке в законопроекте, а также средние и небольшие заводы с простой схемой переработки, которые утвердят программу модернизации до середины 2019 года.

Сумма выплат из бюджета отрицательного акциза при текущей цене на нефть и курсе доллара и сохранении переработки на уровне 280 миллионов тонн в год составит 3,6 триллиона рублей.

Правительство намерено внести в законопроект ко второму чтению в Думе дополнения, позволяющие применять повышающий коэффициент 1,1-1,6 к отрицательному акцизу, компенсирующий логистические издержки при экспорте с НПЗ с учетом уделенности от заграничных рынков сбыта. С учётом коэффициента сумма выплат по отрицательному акцизу может возрасти за шесть лет до 4,0 триллионов рублей.

Законопроект также предусматривает дополнительное слагаемое к отрицательному акцизу — демпфирующую надбавку, которая на этапе подготовки законопроекта рассчитывалась как половина суммы разниц значений экспортной альтернативы для бензина А-92 и дизтоплива и внутренних цен на эти продукты, умноженные на объемы топлив, поставленные на внутренний рынок производителями. Максимальная величина демпфирующей надбавки — 3.000 рублей за тонну.

С учетом установившихся объемов внутреннего потребления А-92 и дизельного топлива, верхняя граница возможных выплат из бюджета по демпфирующей надбавке определялась на уровне 1,2 триллиона.

Разница доходной и расходной частей манёвра, таким образом, составила заявленные правительством 1,6 триллиона рублей, однако алгоритм расчётов может быть нарушен изменением ряда условий.

«С точки зрения потенциальных доходов бюджета разброс действительно может быть большим вследствие многофакторности, и с этой точки зрения риски недостижения 1,6 триллиона рублей существуют», — сказал Борисов из EY.

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

Изменение входящих условий может привести как к снижению, так и к росту доходов бюджета в рамках манёвра.

Так, сокращение переработки и увеличение экспорта в предстоящие шесть лет проведения манёвра уменьшат расчётные потери бюджета, а поступления в бюджет пропорционально возрастут: снижение переработки уменьшит необходимые объёмы выплат отрицательного акциза.

Вместе с тем крупные НПЗ строят установки глубокой переработки сырья, с запуском которых в течение предстоящих шести лет произойдет значительное сокращение выпуска темных нефтепродуктов и одновременный рост производства светлых. В случае своевременного запуска запланированных установок поступления от экспортной пошлины на тёмные нефтепродукты (100 процентов от нефтяной) за пять-шесть лет могут снизиться примерно на 0,5 триллиона рублей, даже с учётом роста доходов от экспорта светлых с пошлиной 30 процентов от нефтяной.

Сокращение доли тёмных продуктов, выпускаемых НПЗ, автоматически приведёт к росту значения отрицательного акциза для переработчиков, которые избавятся от нефтяных остатков, начав их переработку. Для таких НПЗ величина отрицательного акциза, по расчётам Рейтер, вырастет примерно в полтора раза, что потребует дополнительные выплаты из бюджета в течение шести лет в размере 0,5 триллиона рублей, удвоив сумму, которую государство потеряет из-за снижения экспорта тёмных нефтепродуктов.

Рост глубины переработки увеличивает маржу НПЗ, а значит завод потребует увеличенный отрицательный акциз — модернизация НПЗ, которую проводят компании, дорого обойдется государству.

Также в формуле отрицательного акциза в законопроекте присутствует оговорка, согласно которой общая сумма объемов всех нефтепродуктов, учитываемых при расчете, не должна быть ниже 80 процентов от объема исходного нефтяного сырья.

Переработчики уже говорят о намерении найти способ воспользоваться этим условием: завод может декларировать объём темных, который соответствует, например, 25 процентам — подобное раньше уже случалось. По расчётам Рейтер, это позволит увеличить выплаты акциза минимум на треть, или на 1.200-1.300 рублей за тонну. Если все НПЗ, выпускающие мазут, этим воспользуются, сумма по отрицательному акцизу за шесть лет вырастет против расчетной ещё минимум на 0,8 триллиона рублей.

В сумме эти негативные факторы составляют составляют около 1,8 триллиона рублей, то есть превысят запланированный эффект от манёвра.

Также непредсказуемым элементом манёвра остаются затраты на демпфирующую надбавку.

Если величина экспортной альтернативы окажется ниже установленных фиксированных цен на бензин и дизтопливо, то сумма надбавки окажется отрицательной и будет вычитаться из суммы акциза на нефть, снижая размер субсидии. Для уменьшения негативного эфекта, как заметили источники в отрасли, переработчикам будет выгодно сократить объем поставок топлива на внутренний рынок. Нет поставок — нет потерь из-за отрицательной надбавки.

(при участии Олеси Астаховой и Дарьи Корсунской, редакторы Александр Ершов и Людмила Зараменских)

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.