Как боксёр Владимир Никитин готовится в Старом Осколе к своей первой Олимпиаде
Никитин первым из белгородских боксёров завоевал именную лицензию на Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро. Добыл он её в турнирах Всемирной боксёрской серии (WBS). Решающий бой староосколец выиграл в Киеве у киргизского легионера Отурбека Малабекова, представлявшего команду Ukraine Otamans.
Этот успех, считает тренер Никитина Михаил Магомедов, остался почти незамеченным.
«Всё прошло как‑то тихо, сглаженно, – говорит Михаил Анатольевич, – и далеко не все знают, как Володя попал на Олимпиаду. Полупрофессиональная лига WSB (Всемирная серия бокса) основана под эгидой Международной ассоциации любительского бокса (AIBA) в 2010 году. Никитин выступает в WSB с 2011 года, в прошлом году там и прошёл отбор на Олимпиаду. Владимир провёл шесть боёв, все выиграл и по итогам сезона занял в мировом индивидуальном рейтинге легчайшего веса первое место, заработав олимпийскую лицензию. Бой в Киеве имел большой резонанс: публика, конечно, болела за своего, россиянина освистывали, психологическое давление было неимоверное. Но наш боксёр справился с нервами, хорошо провёл поединок и чисто выиграл – 3:0».
Предолимпийское затишье
Зал бокса в спорткомплексе завода АТЭ, в котором тренируется Никитин, а Магомедов поднимает к спортивным вершинам своих воспитанников, – просторный, чистый, светлый. Ринг на возвышении у огромных окон. С высоких потолков свисают тренировочные мешки и груши, которые нельзя скушать.
«Наш зал – один из лучших в области, – замечает Михаил Анатольевич. – А новое оборудование… В нашей спортшколе „Золотые перчатки“ такое правило: кто даёт лучшие результаты, тем тренерам и выделяют новое оборудование. По‑моему, это справедливо».
Когда мы с фотокором появились в зале, там стояла давящая на уши тишина. Никитин уже завершил очередную тренировку, но, пока я общался с его тренером, продолжал гнуться и растягиваться, словно боясь попусту потерять даже минуту до Олимпиады.
В конце мая в высокогорном Цахкадзоре (Армения) для Владимира в составе сборной прошёл первый тренировочный сбор. В июне боксёры спустятся чуть ниже – в Кисловодск: там пройдёт второй тренировочный этап. И заключительный – непосредственно перед вылетом в Бразилию – в Сочи.
«Мы завершили домашнюю подготовку, прошли необходимые медицинские процедуры. Ведь всем известно, что большой спорт не лечит, а калечит, – горько усмехнулся Магомедов. – Бокс входит в десятку самых травматичных видов. Хотя он и не в числе первых (футбол, например, в этом списке стоит выше), боксёры тоже получают много травм. У Володи Никитина это и локоть, и рука. Поэтому перед сборами нужно было навести полный порядок со здоровьем».
Сейчас главная задача, считают и Магомедов, и Никитин, – на пике формы подойти к Олимпиаде.
«К Играм подготовка шла весь четырёхлетний цикл. Однако заключительный этап имеет свои особенности. В этом сезоне главные бои прошли в начале года, затем был спланированный небольшой спад, и сейчас начинается новый подъём, чтобы к Рио подойти в оптимальной форме», – посвящает в тонкости тренировочного процесса Владимир.
Сыктывкар не забывает
Никитин родом из Сыктывкара. Там с семи лет начал заниматься боксом.
«Правильнее сказать так, что первые года три больше не боксом занимались, а в футбол гоняли да по грушам колотили, – вспоминает Владимир. – А началось, как у многих мальчишек, с того, что хотелось быть сильным, научиться драться. Мама поначалу была против бокса, но потом поняла, что для меня это очень серьёзно».
В конце 2011 года Никитин переехал в Старый Оскол. К тому времени в Сыктывкаре он был уже известным спортсменом, трёхкратным бронзовым призёром чемпионатов России. На новом месте с новым тренером результаты пошли ещё лучше. Три раза Владимир выиграл титул чемпиона России, в 2013 году добыл бронзу на чемпионате Европы и серебро мировой пробы. Через два года завоевал главную в жизни путёвку – олимпийскую.
«Мы сдружились с Димой Полянским, постоянно вместе жили в номере. Он мне, – рассказывает Владимир, – и посоветовал подумать о переезде в Старый Оскол, а когда я согласился, поговорил обо мне с президентом нашей федерации бокса Владимиром Михайловичем Тебекиным. Прошли переговоры. И, как говорится, сошлись звёзды – я переехал. Очень рад, что так всё сложилось. Я здесь привык, теперь дом для меня в Старом Осколе. И маму я сюда перевёз».
Но сыктывкарцы до сих пор считают Никитина своим. Для этого достаточно заглянуть в комментарии на «Ютубе» к роликам поединков Владимира, где его бывшие земляки радуются каждому успеху боксёра и желают ему удачи. И жену Эмму Никитин привёз, между прочим, из Сыктывкара. Детей у них пока нет.
«Олимпийский цикл закончится, можно будет подумать и о детях. Бокс – моя жизнь, – признаётся Владимир. – Это и работа, и хобби одновременно. И даже активный отдых связан у меня с боксом. Если выпадают свободные часы, можем сходить с женой в кино или просто погулять вечером».
Есть у Никитина ещё одна привязанность – алабай Лея:
«Собака живёт у мамы, я ей купил дом в частном секторе. У меня постоянно то сборы, то соревнования, но когда я дома – люблю погулять с Леей».
Первый номер
«Володя – очень трудолюбивый боксёр, с ним легко работать, иногда его даже нужно сдерживать, чтобы что‑то получилось, – говорит Магомедов. – Вместе с тем он всегда со своим мнением, может поспорить, предложить свои варианты подготовки к соревнованиям. И я часто ловлю себя на мысли: „А ведь молодец, неплохо придумал!“ – и соглашаюсь. У Никитина свой богатый опыт, всё‑таки он заслуженный мастер спорта, а это уже высшая ступень мастерства. Так, в союзе, всё обдумывая и доводя до совершенства, мы двигаемся вперёд».
По словам тренера, Никитин – темповик и силовик, на ринге всегда работает первым номером.
«В этом кроется и его уязвимое место, потому что он тоже читаем, то есть в какой‑то степени предсказуем. Над этим мы как раз и работаем перед Олимпиадой, делаем домашние заготовки. И, поверьте, мы удивим соперников», – уверяет Михаил Анатольевич.
Сам Никитин о своём стиле говорит, что это у него в характере – быть первым.
«Манера бокса идёт изнутри, – объясняет он. – И потом, боксёр, который убегает, один раунд может хорошо отдвигаться, второй, но к третьему чисто физически человек выматывается – устаёт бегать, защищаться, рано или поздно он встанет, и там уже я начинаю делать свою работу».
Бразильский расклад
Магомедов с Никитиным внимательно наблюдают за соперниками.
«Конечно, мы не всех мониторим, – говорит наставник, – но человек десять, которые на виду, которые что‑то из себя представляют, у нас в картотеке. И мы учитываем это в своей подготовке».
Действующий чемпион мира ирландец Майкл Конлан, по мнению Магомедова, хороший боксёр, но вполне по силам Никитину. Владимир выигрывал у Конлана в четвертьфинале чемпионата мира 2013 года. Второй в Дохе – узбек Муроджон Ахмадалиев – по манере боя очень, как выразился тренер, «съедобный для Никитина». Третий – белорус Павел Асанов – попрыгунчик, но не ударник и тоже, считает Магомедов, вполне по зубам нашему боксёру.
— Но могут, – говорит Михаил Анатольевич, – появиться тёмные лошадки, которые не изучены, поэтому расслабляться ни в каком бою не следует – ни в первом, ни в последнем.
— Все мы знаем друг друга, мало кто может выдать такое, к чему ты не готов. Главный соперник, – рассуждает Владимир, – Майкл Конлан – нынешний чемпион мира, Европы. Я с ним боксировал на чемпионате мира в Казахстане, выиграл у него все три раунда. Разумеется, с того времени он подрос, сделал выводы, и я не думаю, что с ним будет легко.
Есть ещё человек пять в боях, с которыми придётся попотеть.
Для боксёров турнир в Рио будет длиться 16 дней. До олимпийской вершины в легчайшем весе предстоит пройти пять боёв. Магомедов уверен, что Никитину этот путь вполне по силам.
«Я знаю Володю – он амбициозный человек и едет на Олимпиаду только за золотой медалью. Он многое пережил, были у него психологические моменты. Я считаю, он зубами будет рвать, но медаль добудет», – убеждён Михаил Анатольевич.
А что после Рио‑де-Жанейро? Всё будет зависеть от того, говорит Никитин, как он выступит на Олимпиаде. Есть желание и в профессионалах себя попробовать.
«Там работают в привычном мне стиле, и там я буду чувствовать себя в своей тарелке. Мне только 26, по сути я только начинаю свой боксёрский путь и ещё есть куда расти», – считает боксёр.
16 июня 2016 г. 10:15:36
Владимир Бабич