E1.RU поговорил с олимпийским чемпионом о последних спортивных событиях.
На Олимпиаде в Рио пока только один боксёр Евгений Тищенко смог добыть золотую медаль. Четыре года назад единственным олимпийским чемпионом в боксе был наш земляк Егор Мехонцев. Он перешёл в профессионалы и больше в Олимпийских играх не участвует, но смотрит соревнования и болеет за наших с большим азартом.
Мы встретились с Егором и поговорили обо всём сразу – о допинговом скандале, мельдонии, его победе четырёхлетней давности, выступлении российских боксёров в Рио, нашей сборной по футболу, детях и семье.
«Написал SMS Тищенко: «Не поддавайся на провокации!»
– Давай начнём с Олимпийских игр. Боксёр Евгений Тищенко стал чемпионом в Рио, удалось посмотреть этот бой?
– Я недавно приехал из Америки с боя, поэтому ещё не привык к нашему времени. Из-за этого в прямом эфире посмотреть бой Жени Тищенко не смог, уснул, посмотрел в записи утром уже. Честно говоря, ожидал от Жени большего, а вот прытью и напористостью его соперника из Казахстана я был удивлён.
В США Егор Мехонцев заглянул в кафе и встретил там Сильвестра Сталлоне. – Он очень вежливый, мы пообщались, сфотографировались, – рассказал уральский боксер о звезде Голливуда.
– Казахстанские болельщики были не согласны с решением судей и освистали Евгения…
– Да, знаю об этом, они думали, что их боксёр выиграл, а судьи посчитали иначе, но комментировать это я не буду. Это был очень близкий бой, очень равный, не было явного фаворита. Тищенко был какой-то вялый, мне показалось, как будто он устал, в том числе психологически, может, от этого давления всего на наших спортсменов, да и то, что Олимпиада – главный старт в жизни.
– То есть, можно сказать, что он на опыте победил Василия Левита?
– Ну, тут дело в другом. Понимаете, они в разной манере боксируют, да и по фактуре они отличаются. Женя – высокий, длиннорукий, а Вася – невысокого роста, крепкий. Сошлись два разных стиля, и бой получился очень интересным, зрелищным.
– И всё-таки решение судей, на ваш взгляд, было справедливым?
– Во-первых, победителя не судят, как говорится. Во-вторых, я не могу оценивать вот так, со стороны, я не был судьёй на этом бое и не подсчитывал, кто больше ударил. Если бы я был у ринга и считал удары, тогда бы у меня было решение. А так, попадал и тот, и другой. Был момент, когда Вася ударил Женю, он упал, но нокдаун там не засчитали.
– Поздравили Евгения с победой?
– Да, конечно, это же золотая медаль. Я ему написал: «Поздравляю! Это на всю жизнь, носи звание чемпиона гордо, не поддавайся на провокации».
В 2012 году Егор выиграл золото лондонской Олимпиады.
– Ну и не обошлось без скандала в российском боксе. Как восприняли заявление главного тренера команды Александра Лебзяка? Он назвал на старте боксёрского олимпийского турнира своих подопечных «туристами, приехавшими в Рио».
– Таким заявлениям, я считаю, не место на Олимпийских играх. Зачем обвинять своих же в интервью, это можно было разобрать внутри команды. Причём один тренер там сказал, что в команде этого нет, что они сами узнали об этом из прессы. Когда я был на Олимпиаде, с нами старались вообще какие-то сторонние темы не заводить, чтобы не отвлекать. Просто не понимаю, зачем в прессу было такое говорить, просто, видимо, пооткровенничал с журналистами, а они всё написали.
– Говорят, что главного тренера чуть ли не заставляли брать тех, кого он не хотел брать на Олимпиаду?
– Этого я не знаю, ну, раз ты уже там – нужно сохранять спокойствие. А если заставляли – нужно было снять с себя все полномочия и никуда не ехать.
– Сталкивался с чем-то подобным?
– Нет, с таким не сталкивался. У меня случай был, но из другого разряда. Во время Олимпиады после второго боя я позвонил отцу, моему личному тренеру, а он мне сказал, что я не очень боксировал, надо лучше. Я напрягся, ночь плохо спал, думал, зря вообще ему позвонил. Зато следующий бой в полуфинале против бразильца хорошо провёл, выиграл.
– Отцу потом сказал, что ночь не спал после его слов?
– Да, сказал ему, а он ответил, мол, что всегда же говорит, что думает. Он такой человек, прямой.
Всё свободное от бокса время Егор старается проводить с семьей.
«Я был под надзором WADA»
– Ещё одна большая тема – допинг. Почему, на твой взгляд, Россия «нарвалась» на неё, почему мы?
– Не хочу никого обвинять, но скажу так – не бывает дыма без огня. И мне искренне жаль наших чистых спортсменов, которые пострадали из-за этого. Та же Елена Исинбаева, мне безумно жаль её. Она 4 года к этому шла, после рождения ребёнка сразу начала восстанавливаться, в ущерб семье ездила тренироваться и могла стать трёхкратной олимпийской чемпионкой. Но я не хочу никого судить. Я отношусь к допингу плохо. Я никогда допинг не принимал. Кроме милдроната. Его я принимал, скажу честно, но это было давно, ещё до запрета. Уже где-то 4 года, как я прекратил его использовать. Я в своё время был под надзором WADA в течение 3-4 лет.
– Что это значит?
– У тебя есть свой аккаунт в интернете, как в социальной сети. Каждый день ты заполняешь, где ты будешь находиться. Если ты на сборах, то пишешь полный адрес, где тебя найти, и ставишь часовой интервал, в который к тебе можно прийти и взять допинг-пробу. Я всегда ставил с 6 до 7 утра. Понятно, что это вторжение в личную жизнь. Если вдруг сегодня спортсмен не дома, а у Маши ночует, он должен писать тот адрес, а завтра у Даши – и опять должен написать адрес. Слава Богу, я на тот момент уже был женат и всегда ночевал у Наташи.
Сейчас Егор выступает в профессионалах и дружит с Микки Рурком.
«Сдавал допинг-пробу в общественном туалете»
– Как всё происходило при приезде допинг-офицера?
– Приезжали москвичи, представители WADA, а как-то и иностранцы были. Я нормально относился к этому. Если надо – значит надо. За два года ко мне раз шесть где-то приезжали.
– Всё было по одному сценарию?
– Нет, один раз вообще было весело. У меня свадьба завтра, я поехал за костюмом в магазин, а они звонят и говорят, мол, вы где? Нам пришлось встречаться в городе, зашли в общественный туалет, где я сдал допинг-пробу, и они оформили, что всё без нарушений. Я им говорю: «Ребята, вы красавцы! Надо было ещё на свадьбу приехать, я бы вам прямо в загсе сдал пробу».
– А если ты где-то на даче, попробуй найди там…
– Был тоже случай. Я у родителей тогда ещё жил, в доме. Зима, холодина, -30. Я просыпаюсь утром, а они мне в окошко стучатся. Я открываю окно, думаю, кто там, что надо. А они замёрзшие без шапок стоят и говорят: «Здрасьте, это антидопинг, пустите погреться».
— Считаю, что сын должен научиться драться, чтобы постоять за себя и свою семью, – говорит Егор Мехонцев.
– А почему всё-таки именно на Россию обрушилось с обвинениями WADA? Может, это всё политика?
– Знаете, преподносят это как политику в новостях. У нас много пропаганды, все плохие, кроме нас, американцы плохие, хотя нет в Америке именно среди обычных людей к нам плохого отношения. Ни один человек там мне не сказал про Россию плохо. Та же Турция: боксёр Чеботарев приехал туда на бой с турком, так их там встретили, как близких родственников, хотя перед поездкой был вопрос, как вообще туда ехать в связи с новостями. Ну а по допингу – честно, я не знаю, почему на Россию обрушилось. Но я понимаю, что просто так ничего не бывает.
«Примотал олимпийскую медаль к паспорту, чтобы не забыть»
– Давай вернёмся к тебе. Четыре года назад ты стал олимпийским чемпионом…
– 12 августа было ровно 4 года, как я завоевал олимпийское золото. Сразу после боя был допинг-тест, потом ненадолго заглянули в олимпийскую деревню и пошли на закрытие Олимпиады. Вернулись уже ночью, я покушал и стал собирать сумку. Всё собрал и думаю – куда же положить медаль? Положил под подушку сначала, но подумал, что точно забуду её. В тумбочку? – нет, тоже забуду. Потом думаю, без чего я не смогу уехать? Точно – без паспорта! В итоге взял паспорт, привязал на ленту к нему медаль и спокойно лёг спать.
– Осознание олимпийского чемпионства тогда и сейчас – в чём разница?
– Дело в том, что, когда я пришёл в секцию бокса в 11 лет, я уже тогда хотел выиграть олимпийскую медаль. Мы все понимали, что олимпийский чемпион – это вау, это круто. И, когда проходит 18 лет и ты её завоёвываешь, стоишь на пьедестале, играет гимн России, у тебя на шее висит золотая медаль – это невозможно описать словами, на тебя смотрит весь мир. И это ведь не увлечение, не хобби, не рыбалка – пришлось пройти через многое, в том числе через неудачи.
Егор с детства хотел выиграть золотую медаль Олимпиады.
– Когда благополучно довёз медаль до дома, что было с ней дальше – ты её спрятал условно в сейф или поехал показывать родным, друзьям?
– Во-первых, когда мы приехали на приём к Владимиру Путину, он сказал: «Ребята, впереди 1 сентября, я вас очень прошу, не забудьте, встретьтесь с детьми, покажите им медали». Я пришёл с медалью в школу, в которой я учился, встретился с детьми. Сейчас мы регулярно на базе ОМОНа проводим мастер-классы для ребят из патриотических клубов. Ну а медаль, конечно, всем показал. Поначалу её с собой в машине возил.
– В пробках узнавали?
– Да, люди оборачивались, фотографировали, сигналили, приветствовали. Я просто ездил на машине, которую подарили за победу, Audi A8, она была разрисована, была надпись – Егор Мехонцев, чемпион Олимпийских игр, и логотип Олимпийского комитета России. Один раз подбегает мужик какой-то и в окошко стучится. Он оказался немым. Он пожал мне руку, я показал ему медаль, дал ему подержать, он даже вроде приложил её к сердцу. Люди с добротой встречали.
– К футболистам после провала на Евро у многих болельщиков совсем другое отношение, хотя зарабатывают они, несмотря на результаты, гораздо больше участников Олимпиады, не обидно?
– Мне не обидно. Это раз. Во-вторых, я за них рад, что их труд достойно оплачивают. Нас постоянно подталкивают, чтобы кого-то ненавидеть. Например, Дженнифер Псаки (экс-представитель Госдепартамента США. – Прим. ред.). Я был в Америке, её там знать никто не знает. Потом мы ненавидели Турцию, сейчас мы ненавидим футболистов. Объясните, в чём они виноваты? Во-первых, это спорт, проиграть может каждый, а во-вторых, они не сами себе зарплату назначают, им её платят клубы. Если вы говорите, что они много получают, ну снизьте им зарплату. На Олимпиаде так же мои товарищи – кто-то проиграл, кто-то выиграл.
– Общались с ними во время Олимпиады?
– Да, конечно, четыре года назад с некоторыми из них я в одном ряду стоял. Там кто-то проиграл, например, я им отправил сообщения, чтобы как-то поддержать, ведь жизнь продолжается. Нужно поддержать тех же футболистов, а у нас всех собак на них спустили. Ну, оказались они на вечеринке, было шампанское, играл российский гимн. В такой ситуации может любой оказаться. Он ведь не диджей, он его не включал, плюс за шампанское, я уверен, они там не платили, накрыл просто стол какой-то богатый дядя. А преподнесли, что это они истратили по 300 тысяч долларов на шампанское. Хотя я сам особо не люблю футболистов, но должна быть справедливость. Проиграли – да, бывает, а касаться личной жизни, в каких он клубах гуляет, с кем спит – это лишнее.
«Я не мечтал о двух олимпийских медалях, я думал про одну, и она у меня есть»
– Не жалеешь, что ушёл в профессионалы?
– Жизнь меняется, это мой новый этап. Прошлый этап – позади. С детства я мечтал об олимпийской медали, я её выиграл. Я же не мечтал о двух медалях, я думал про одну, она у меня есть, и теперь я иду дальше. Я ни о чём не жалею.
– Чем отличается жизнь профессионала от боксёра-любителя?
– Там ты в команде находишься, выступаешь за страну, а здесь другой принцип – ты заранее знаешь своего соперника, есть гонорары, контракты, ты готовишься непосредственно к одному этому бою за два-три месяца.
– Где проходят твои бои по профессионалам?
– Один раз был бой в России, два раза в Китае, 9 раз в США. Промоутер у меня американец, поэтому там чаще.
– Сколько боёв в году?
– От 4 до 6.
– Недавно в Екатеринбурге бился Ковалёв, ждать тебя на домашнем ринге в ближайшее время?
– Не знаю даже. Видите, у боя Ковалёва были мощные спонсоры. Нужен же бюджет для проведения боя.
– После ухода в профессионалы дорога в любители, а значит и на Олимпиаду, для тебя теперь закрыта?
– Даже не знаю. Сейчас такие изменения происходят. Вот, например, двое профессионалов выступали сейчас в Рио. Раньше такого не было никогда. Думаю, в Токио-2020 их будет ещё больше.
– Почему в боксе сейчас так много версий, это же путаница для тех, кто не сильно в теме?
– Ну, они постепенно появились, а раньше была одна версия, и в Америке, например, чемпион мира по боксу в тяжёлом весе по популярности был на втором месте после президента. Потом появилась ещё одна. Первым, кто стал чемпионом по двум версиям, стал Джо Фрейзер, он также олимпийский чемпион. Он боксировал с Мохаммедом Али, в этом поединке Али впервые проиграл.
Раньше бокс очень популярен был. Никита Михалков из того времени, он любит бокс, Розенбаум сам боксом занимался, Кобзон – мастер спорта по боксу. Даже Пушкин и Лермонтов боксом занимались. Чарли Чаплин был хорошим боксёром. Будучи уже миллионером, он приходил в зал по четвергам и боксировал.
«В детстве пас коров»
– Чем дома занимаешься?
– Провожу время с семьёй, Олимпиаду смотрю.
– Детей планируете в спорт отдавать?
– Думаю, да. Человек должен быть физически развит. Если даже сын не станет боксёром, он должен уметь драться, уметь защитить себя и свою семью. Дочка у нас очень активная, может быть, в танцы отдадим. Посмотрим, не будем загадывать.
Любимое увлечение Егора Мехонцева – рыбалка.
– Все видели Егора Мехонцева на ринге, а какой ты дома – можешь помочь жене по хозяйству, сам посуду помыть?
– Ну, конечно, это норма. Я же по два месяца на сборах один живу, сам мою, стираю, готовлю. У нас есть посудомоечная машина, но я ей не умею пользоваться, я же из простых. В детстве, например, я коров пас, сено косил. Я же не золотая молодёжь.
19 Август 2016, 11:50
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Валерий ШАРИФУЛИН / ИТАР-ТАСС
Видео: Микки РУРК