Алексей Сукачев – о том, как Пакмен сметал со своего пути Де Ла Хойю, Хаттона, Котто и других звезд бокса.
У ряда писателей, среди них много великих и просто выдающихся авторов, есть произведения, не очень-то ценимые не только широкой публикой, но и многими литературоведами, которые самим творцом считались очень сильными, если не эталонными. Мне почему-то приходят на ум «Поминки по Финнегану» Джойса, самое масштабное и, признаться, малопонятное произведение автора. И малопонятое – даже специалистами – тоже.
К чему это все? Пакиао – как и любой гений (а его гениальность нельзя ни принижать, ни недооценивать) – творец. Но творит он не пером, а руками, кулаками рисуя фантастические батальные сцены. И все сказанное выше про недооцененные произведения относится и к его боевой живописи.
На мой взгляд, самые тонкие произведения боксерского искусства (недаром в Америке популярно клише «The Sweet Science») филиппинец создал в боях с Баррерой и Сасакулом, в первых двух боях с Моралесом. Но для большинства поклонников его таланта, да и для многих других, настоящий пик Пакиао пришелся на другое время. Это своего рода «джинса» Пакмена. Не очень корректное сравнение, но по сути верное: более масштабные, яркие, но и более попсовые полотна во встречах с Де Ла Хойей, Хэттоном и Котто. Они составляют исторический пик Мэнни, в то время как подлинного величия он достиг в других поединках.
ПРЕДПОСЫЛКИ
Знаете, где появилась философия? Не в Египте, не в Шумере, и даже не в Иудеи, где мудрецов всегда было немало. А в Греции. Одним из основных предпосылок появления философии является возможность людей заняться умственной деятельность. Не по приказу чиновника изобрести абак, а задуматься о бренном. Только материальное обеспечение и внутреннее спокойствие – которое в те незапамятные времена установилось в полисах – дало возможность человеческой мысли побежать вперед.
Способность расслабиться, обрести почву под ногами для последующего рывка – это одно из условий свободного творчества. Все то время, когда Мэнни, сломя голову, лез по категориям и завоевывал американский рынок, он был не свободен. Ни внутренне – чему доказательством являются его поражение от Моралеса и ничья с Маркеом, ни внешне – погрязнув в разборках с нечистоплотным менеджером Назарио и промоутером Мохаммадом. Это было время гонки и испытаний, когда нужно было успеть все и закрепиться любой ценой.
Поражение от Моралеса опустило Мэнни в рейтингах P4P и, однако же, дало возможность немного остановиться, заглянуть в Wild Card Gym, поговорить с Фредди, отточить мастерство в спаррингах не ради следующего боя, а на будущее. Тот год (2005-й) был годом внутренней перестройки Мэнни и превращения его в ту классическую машину по перемалыванию оппонентов, до которой Пакиао двух- или трехлетней давности было еще далеко.
Помогло, конечно, и завершение дрязг вокруг прав на бои Пакмена. Усилиями Фредди Пакиао даже не очень проиграл в деньгах, так как основной финансовый урон промоутеры-оппоненты нанесли себе сами. Мурад Мухаммад был отправлен на задворки боксерской истории, а в жестком клинче Боб Арум превозмог Оскара, получив в свое распоряжение огромную маркетинговую бомбу.
СТРУКТУРА
Особенность стратосферного прыжка Пакиао в его очень четком определении и периодизации. Мы точно знаем, когда началось движение вверх (10 сентября 2005-го года), и прекрасно понимаем, когда оно закончилось (14-го ноября 2009-го года).
Четыре года, два месяца и четыре дня (4-2-4 – словно мы в футболе конца 50-х), 11 побед – здесь все четко, все как на ладони. И этот период очерчен очень ярко и очень точно. Именно в это время Пакиао получил все свои звания лучшего боксера года (2006, 2008 и 2009), завоевал три «алфавитных чемпионства», два титула журнала «The Ring» и два линейных трофея.
При этом сам рельеф этого горного хребта, успешно покоренного Пакиао, неровен. Он начался с «базового лагеря» на неопасной высоте ветерана-джорнимэна Веласкеса – единственный проходной бой в тот период. А затем Мэнни сразу же побежал на штурм вершины в лице мексиканского суперчемпиона Эрика Моралеса. Бои с последним, вместе с попавшим в жернова Лариосом, несомненно, выделяются. Но это Пик Ленина или Пик Коммунизма на Тянь-Шане, но никак не Эверест, который ожидал Пакиао в будущем.
За свои мексиканские инициативы (любопытный момент: в 2005-2008-м годах Мэнни дрался исключительно с мексиканцами или американцами мексиканского происхождения – всего 10 боев) 2006-го года Пакиао получил звание лучшего боксера по версии The Ring. Как по мне – спорное решение.
Что было в том году? Да, победа над Моралесом вышла очень сочной, но не стоит забывать, что Эрик шел на тот бой с поражения, а потом добавил еще два. Первая победа над Пакиао оказалась его лебединой песней, которую не изменит даже яркое выступление против Майданы 6 лет спустя. Во-первых, он его проиграет, а, во-вторых, это больше напоминало телефон, который может ненадолго включиться через 3-4 дня неактивности на остатках заряда. Третий же бой с Моралесом был абсолютно лишним со спортивной точки зрения. Лариос же – при всех своих 56-ти победах – был, скорее, разминочным оппонентом. Он тоже дрался после поражения, а для боя с Пакменом прыгнул через вес.
В тот год были и более достойные кандидаты: например, Джо Кальзаге, явивший себя миру в схватке с Лэйси, а потом защитившийся против очень тяжелого Сакио Бики. Или Котто, разгромивший опытного Бранко, перебоксировавший (!) будущего чемпиона Маллинаджи и с нокаутом дебютировавший в новом весе против еще одного будущего чемпиона Кинтаны. Или Арсе. Почему же выбрали именно Мэнни? Ну, во-первых, на безрыбье и рак… А, во-вторых, Кальзаге был чужим («в доску»), а из трех икон Top Rank-а именно Пакиао обладал более высоким статусом.
Про 2007-й забываем, верно? Этот год был уныл чуть более, чем полностью, так как нужный (в принципе) реванш с Баррерой сначала потерял в значимости после поражения МАБа от Хуана Мануэля Маркеса, а потом потерял зрелищность, когда Баррера сосредоточился на выживании. Солис же изначально был промежуточной креатурой, хотя оказался сложнее Веласкеса. В целом, этот год сродни переходу через пустыни Синьцзяна от Тянь-Шаня до Тибета.
Но следующий 2008-й – нет, он тоже был неоднозначным. Рассмотрим его подробнее:
• Победа SD 12 над Хуаном Мануэлем Маркесом – несомненно, весомое достижение, но это если не учитывать тот факт, что победа эта была очень близкой, спорной. Если была вообще. Тем не менее, по спортивному содержанию большего в тот плодотворный год Мэнни не добился;
• Нокаут Дэвида Диаса спортивного значения практически не имел, как не имела его, например, и победа Пакиао над Маргарито или триумф Роя Джонса в бою с Джонни Руисом. Опять-таки это локальное достижение – больше сиюминутная слава, чем реальный успех, поскольку Диас, признаемся себе в этом, даром, что олимпиец, был еще хуже Солиса;
• Наконец, избиение Оскара Де Ла Хойи – пожалуй, главная причина, по которой звание бойца года выдали Пакиао (еще бы не выдать, если ты избил владельца организаторов премии).
Но дело даже не в том, что Оскара уже побеждал Мэйуэзер. Просто это был бой не в том весе и не в то время, чтобы быть значимым: Оскар уже не был чемпионом, его лебединая песня была спета, а сам он повторил ошибки многих других (например, Чэда Доусона), согнавшись слишком сильно и от этого сильно же ослабев.
Итак, ни про одно из достижений Пакиао нельзя было сказать, что это однозначный, абсолютный успех. У каждого был свой изъян, свой скелет в шкафу. Были и достойные оппоненты: Владимир Кличко с объединенным (частично) титулом тяжеловесов, Томаш Адамек, побивший и О’Нилла Белла, и Стива Каннингхэма, да тот же Маргарито, наконец.
Но вот в 2009-м достижений Пакиао оспорить было уже нельзя: покорив несколько семитысячников, он в том году штурмовал и взял Эверест – взобраться выше невозможно физически.
Эвереста филиппинец достиг в поединке с Котто, хотя его выдающийся нокаут за полгода до этого оказался более ярким, более цельным моментом. Но именно в бою с Мигелем – непростом поединке против боксера, существенно превосходящего тебя в габаритах, выдающегося чемпиона и будущего члена Зала Славы IBHOF – Пакиао в едином целом показал себя как феномена, как нечто особенное. Достиг просветления, нирваны, Шамбалы, если хотите.
ЗНАЧЕНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Период 2006-го – 2009-го годов – это цельное и законченное произведение, четко отделенное от других этапов карьеры Пакиао. До него: он – юнец-сорванец, молодой хищник, познающий мир, но не достигший полного и подлинного осознания своих почти безразмерных возможностей. После: усталый ветеран-академик, побеждающий на классе, но без искорки, начинающий путь с ярмарки (добавьте штампов по вкусу). Во время же этой золотой эпохи мы видели истинного Пакиао, каждый бой которого приносил ему колоссальное удовольствие, открывал в нем что-то новое.
При этом я не отказываюсь от своего мнения: свои самые значимые, определяющие карьерный путь бои Мэнни провел до этого. В означенный же период таковым был только один поединок – против Котто. Но с точки зрения достижений и в исторической ретроспективе период второго восхождения Пакиао, несомненно, важен. И именно что исторически важен.
В начале, в 2006-2008-м годах, Пакиао доказал свое превосходство над трио легендарных мексиканских полулегковесов: его совокупный послужной список в боях с Баррерой, Моралесом и Маркесом, доминировавшими в легчайших весах на протяжении целого десятилетия, на конец марта составлял 5-1-1, при 3 КО. Позже, в 2008-м и особенно в 2009-м годах Мэнни перекинул мостик к элите полусреднего веса, когда одного за другим выбил Де ла Хойю, а, главное, Хэттона и Котто (помните лето 2005-го, когда эти двое и примкнувший к ним Гатти составляли цвет одной из самых глубоких весовых категорий?).
Не было бы второго трио, и мы никогда бы не увидели главный поединок последних 30 лет. Не было бы первой тройки, и статус грядущего сражения никогда бы не достиг нынешних высот.