Сидней Джексон со своими воспитанниками на тренировке на стадионе «Пахтакор». Архив ТАСС
На прошедших в Рио-де-Жанейро Олимпийских играх сборная Узбекистана по боксу впервые заняла первое место среди всех команд по количеству медалей (три «золота», две «серебра» и две «бронзы»), оставив позади Кубу, Францию, Казахстан и Россию. Кроме этого, узбекский боксер Хасанбой Дусматов стал обладателем Кубка Вэла Баркера, который вручается самому техничному боксеру по итогам Олимпиады. Он стал первым боксером из Узбекистана, удостоенным этого престижного трофея.
В связи с таким успехом сборной соседней республики приводим историю становления узбекской школы бокса.
«Американцев, ставших жителями Узбекистана, можно пересчитать по пальцам, и все они внесли яркие штрихи в историю страны. Одним из них был Сидней Джексон, чемпион Америки по боксу, который в 1916 году волей судьбы оказался в Туркестане и не смог вернуться домой.
… Родился он в Нью-Йорке, в бедной семье эмигрантов. Те, кто его не знали, были уверены, что Сидней Джексон — это чернокожий. Но нет, семья была еврейской, кошерной на сто процентов. И даже идиш знал.
Мать юного Сидки день и ночь строчила дома на швейной машинке, отец служил рабочим на химзаводе. Вскоре родитель отравился ядовитыми испарениями и тяжело заболел. Денег на лечение не нашлось, он умер, семья лишилась кормильца. Сидка был вынужден самостоятельно зарабатывать. Его устроили в трикотажную фирму.
Боксом он увлекся в 12 лет. Профессиональный бокс только-только начинал входить в моду. Сидка понял, что это его единственный шанс вырваться из трущоб, разбогатеть, сделаться популярным.
К началу Первой мировой войны Джексон уже считается одним из сильнейших легковесов, становится чемпионом Соединенных Штатов. Готовится к бою за звание чемпиона мира.
Команда, за которую он выступал, едет в Лондон на ряд показательных выступлений, да и деньги заработать.
Чемпион мира в легком весе Сидней Джексон. Фото 1910 года. © isrageo.com
В Ташкенте он стал Сиднеем Львовичем, создателем национальной школы узбекского бокса. В Узбекистан попал помимо своей воли. Закончив выступления в Англии, он вместе с партнером по команде Фрэнком Джилем, сыном бизнесмена, приехал на гастроли в Москву, но когда пришло время возвращаться назад, началась Первая мировая война. Западный путь был закрыт.
Оставался один безопасный путь — через Афганистан. Сидди и Фрэнк заказали билеты на Ташкент. Там они поехали на почту, но денежный перевод пришел лишь на имя Фрэнка Джиля: семья Джексона бедствовала и ничем не могла помочь Сиду. Долгое время почти каждый день он будет приходить на почту, но безрезультатно.
Поход в канцелярию генерал-губернатора тоже ничего не дал. Ему лишь посоветовали устроиться куда-нибудь на работу. И он устроился на швейную фирму Яушевых. Успешно берет уроки русского языка, взамен обучает боксу и борьбе. Весна 1919 года застает его на Закаспийском фронте: он воюет в составе Казанского полка, здесь воюют также чехи и немцы. Вскоре Сиднея, тогда еще американского подданного, переводят в штаб переводчиком, где он участвует в допросах пленных англий-ских солдат и составляет обращения к английским оккупационным войскам. Когда война закончилась, Сидней Джексон запечатал в конверт свой американский паспорт и отправил в адрес американского посольства.
Когда детям был отдан Дворец, ранее принадлежавший Великому князю Н. К. Романову, здесь развернули свою деятельность различные кружки. Джексону поручили вести кружок бокса. Так складывалось первое в Узбекистане спортивное общество и первая детская секция бокса. Джексон нарисовал чертежи, и вместе с воспитанниками они сколотили, сплели, связали и собрали все части ринга — помост с войлочной прокладкой, стояками, подушечками и прочими профессиональными атрибутами. Такого настоящего ринга даже в Москве тогда не было. Затем засели кроить и шить мешки и груши. Сид побывал на обувной фабрике и скотобойне, выпросил кожу и конский волос. Сохранилась фотография 1923 года: Сидней Львович с первыми учениками, перчатки на их руках — самодельные. Сид, в молодости превосходный пловец, теперь учил ташкентцев кролю, брассу и овер-арму.
Сидней Джексон с боксерами общества «Фортуна». 1925 год. © isrageo.com
Ташкентский дворец пионеров им. Сталина. 1955 год. © isrageo.com
Легенды окутывали не только его самого, но и некоторых его воспитанников. Четверо учеников Сиднея Львовича Джексона удостоены звания Героев Советского Союза. Это Мика Меш, Владимир Карпов, Николай Монин и Алексей Марченко. Ташкентец Андрей Борзенко, побеждавший немецких боксеров, будучи узником Бухенвальда, стал прототипом главного героя кинофильма «Ринг за колючей проволокой». Среди учеников С. Л. Джексона — профессор математики, пять докторов и 30 кандидатов наук. Когда ему вручали значок «Заслуженного тренера СССР» (одному из первых в Союзе), председатель торжественного собрания пошутил: «Я прикинул, с кем же можно сравнить вас в подготовке научных кадров. Только с академиком Ландау!» Разумеется, в том, что бывшие спортсмены удостоились ученых степеней, не его прямая заслуга, но себя они называют «джексоновцами» и считают, что закалку на всю жизнь приобрели в «школе дедушки Сида».
Сидней Львович со своими воспитанниками, героями Советского Союза В.Карповым, М.Мешем, Н.Марченко. © isrageo.com
2002 году во время съемок документального фильма о жизни Сиднея Джексона, журналист А. Самари взял интервью у дочери Сиднея Львовича. Так как боксер был американцем, то в любой момент его могли арестовать как шпиона. Во всех иностранцах чекисты видели своих врагов. Тем более перед войной в тюрьме оказалась группа американцев, которые приехали в Узбекистан для развития хлопководства. Однако Джексону повезло: его должны были арестовать, но тренера спас ученик, который к тому времени являлся заместителем председателя КГБ республики.
Долгие годы Джексон мечтал побывать на родине и встретиться с родными. Однако его не выпускали из страны и только в старости, уже после смерти Сталина, он встретился с сестрой. Она приехала в СССР по линии ООН.
Сидней Джексон со своим воспитанником, писателем Георгием Свиридовым, и его сыном Сашей. © isrageo.com
В Намангане первые секции бокса появились в 50-х годах. С ребятами работали тренеры Ахмаджон Дадажанов, Николай Мирков и Тохир Ходжиев, все они были учениками Сиднея Львовича. Под их руководством М. Камалов начал путь к вершине боксерского мастерства.
С членами сборной ЦС «Спартак» в Алуште, подготовка к международной встрече с норвежцами. 1958 год. © isrageo.com
«Это были приспособленные помещения, оборудованные мешками и грушами нашего кустарного производства, — вспоминает Мухаммадали-ака. — Не было и нормальной спортивной формы, мы занимались в сатиновых шароварах, перчатки были наибольшим дефицитом — рвались только так. Однако мы занимались с энтузиазмом, участвовали в соревнованиях. Обстановка была тогда неблагоприятная, поздно вечером можно было нарваться на неприятности и вернуться домой с синяками — это в лучшем случае. Две криминальные группировки — привокзальная и курашханская — выясняли отношения между собой, и кое-кто занимался исключительно для самозащиты. Наставники повторяли, что мы не должны применять свои навыки на улице. Благодаря боксу я объездил все страны СНГ, побывал в Европе, но первый бой на первенстве Андижанской области 1961 года я запомнил на всю жизнь…
Самой большой заслугой Джексона является то, что сегодня узбекская школа бокса считается одной из сильнейших в мире».
Отметим, что в Узбекистане по указу президента Ислама Каримова, обладатели золотых медалей Олимпиады в Рио получат по 200 тысяч долларов, серебряные призеры — по 100 тысяч долларов, а бронзовые — по 75 тысяч долларов.
а также произведений Элияху Бен-Мордехая