Неделю назад Владимиру Ильичу Гендлину исполнился 81 год. Время бежит поистине неудержимо, и да, звучит это банально, что никак не отменяет непреложного факта: время идет и в своем неудержимом стремлении походя проживает нас. Меняется мода, привычки, казалось бы вечное и хрестоматийное отодвигается в область легенд и преданий, и не всегда справедливо. Лаконичный, благородно-сдержанный, классический комментарий Владимира Гендлина, теперь только изредка звучащий на первой кнопке словно последняя нить, которая связывает нас с романтической порой нашего бокса. Лично мне не хватает этого голоса и этого безупречного вкуса, тем более что голосам, пришедшим на смену Владимиру Гендлину, не удалось даже близко подойти к заданному им уровню, к такой присущей ему органичности. Уровню культуры, утонченности вкуса и глубочайшего понимания «сладкой науки» профессионального бокса.
Все было как будто вчера, а ведь прошло уже почти тридцать лет. Первые годы Владимир Гендлин казался человеком-загадкой, комментатором и журналистом, которого все слышали, но никто не видел. И это правда. Голос Владимира Гендлина знают миллионы телезрителей, многие из которых даже не интересуются боксом. Мы знаем о скептическом отношении Владимира Ильича к сильным эпитетам и превосходным оценкам, но не можем не сказать, Гендлин – это уникальное явление во всей истории отечественного спорта и российской журналистики. Уникальное, потому, что никогда ранее популярность вида спорта в такой значительной мере не зависела от личной харизмы работающего в этом виде спорта журналиста и телекомментатора. Фактически он стал своеобразной повивальной бабкой нового для новой России вида спорта.
С конца восьмидесятых годов прошлого века некогда огромная популярность бокса в Советском Союзе начала стремительно падать. В любительском боксе постепенно нарастал тяжелый кризис, продолжающийся и по сей день. Принятые функционерами бокса изменения в правилах выхолостили, кастрировали суть бокса. На боксеров надели шлемы, обезличивающие бойцов (слава Богу, эпоха шлемов ушла в прошлое). Были введены перчатки существенно гасящие силу удара. Бокс превратился в бездумный обмен ударами, интенсивную молотьбу друг в друга безликих оловянных солдатиков. И как следствие, в начале девяностых, бокс почти пропадает с экранов телевизоров.
Уже в конце восьмидесятых Владимир Гендлин понял, — путь по которому пошел любительский бокс – это тупик, путь в никуда. Именно тогда окончательно формируется его убеждение — «профессиональный и любительский бокс – это два разных вида спорта». Гендлин принял активное участие в становлении российского профессионального бокса. Стал одним из отцов-основателей первого профессионального боксерского клуба Red Stars. Это было интересное время, приходилось экстерном изучать азы профессионального бокса, осваивать новые тренировочные методики и новые специальности: менеджера, промоутера…
В начале 90-х, Владимир Гендлин привез нескольких бойцов Red Star в Мекку профессионального бокса США. Очень скоро обнаружилось, нашим бойцам срочно необходимо переучиваться и даже больше, надо ломать психологию, привычки социальные навыки. Надо стать другими людьми, а на такую ломку были способны не многие.
Боксерский клуб Red Star просуществовал чуть более двух лет. Но «первый блин все-таки не стал комом», взамен был приобретен неоценимый опыт и новые знания. Тогда же, в начале 90-х, возникла идея вернуть бокс на телевидение. Точнее сказать, познакомить отечественного телезрителя с малознакомым и отчасти баснословным видом спорта – профессиональным боксом.
Первым проектом Владимира Гендлина на телевидении стала программа «Большой ринг». Стартовые выпуски были посвящены первым чемпионам мира среди профессионалов с постсоветского пространства, россиянину Юрию Арбачакову и киргизу Орзубеку Назарову и другим нашим бойцам добившимся заметных достижений на профессиональном ринге. Передача о профессиональном боксе практически сразу же стала одной из самых рейтинговых спортивных программ. Сейчас, спустя четверть века, трудно себе представить, но, готовя первый выпуск программы, Владимир Гендлин не собирался осваивать ремесло комментатора…
Сегодня же Владимир Гендлин общепризнанно является голосом российского бокса, точнее сказать русским голосом профессионального бокса. Его комментаторское кредо просто и неизменно – «не мешать людям смотреть бокс». Однако, острые, лаконичные, точные замечания, своевременные оценки происходящего в ринге делают его репортаж, образцом по-настоящему глубокой и классной боксерской аналитики. Комментарий Владимира Гендлина – это всегда драма, столкновение характеров и стилей, — это такая упаковка, в которой продается и хорошо идет любой, даже не самый зрелищный бой.
За годы, проведенные на телевидении, Владимир Гендлин встречался практически со всеми звездами и наиболее колоритными фигурами мирового профессионального бокса Майком Тайсоном и Бертом Шугаром, Доном Кингом и Леноксом Льюисом, Оскаром де Ла Хойей и Лари Мерчантом и многими, многими другими. Это мир, который он любит и который принял его как своего. Не случайно Владимир Гендлин был и все еще остается одним из самых уважаемых и авторитетных экспертов и аналитиков бокса на всем огромном пространстве Восточной Европы.
Совсем скоро, 17 июня на ринг Лас-Вегаса в матче-реванше с Андре Уордом выйдет Сергей Ковалев, хочется верить, что Первый канал порадует любителей бокса и покажет нам этот великий бой, в котором, наряду с бойцами, одним из привычных нам главных действующих лиц будет классик боксерского репортажа — Владимир Ильич Гендлин.
02.06.2017
Автор: Илья Рябцев
Информация скопированна:
http://pro-box.ru/article/19117/
Copyright © Pro-box