Мало кого можно удивить именами Мохаммеда Али, Майкла Джордана или Усэйна Болта. Все они стали ярчайшими представителями своей эпохи и достигли невероятных успехов.
Маршалл Майор Тэйлор не просто стал первым чернокожим чемпионом мира в велоспорте, но и выдержал борьбу с расизмом, который в начале ХХ века был куда опаснее, чем сейчас.
История самого быстрого человека планеты, который в свое время был самым высокооплачиваемым спортсменом мира, но умер в одиночестве и был похоронен в могиле для нищих.
- Ранние годы
Маршалл Уолтер Тэйлор родился в 1878 году — спустя 13 лет после окончания гражданской войны в США. Тогда же, как под заказ, в Америке начали производиться велосипеды.
Маршалл был восьмым ребенком в семье ветерана гражданской войны Гильберта Тэйлора и его жены Сафронии Келтер Тэйлор. Они мигрировали из Кентуки и поселились в Бэктауне, что возле Индианополиса.
Чтобы заработать на жизнь, отец Маршалла трудился разнорабочим у богатой белой семьи Соузардов. Младший Тэйлор часто ходил помогать отцу и подружился с сыном хозяина дома Даниэлем. Они стали настолько близки, что Маршалл переехал к Соузардам и жил вместе с их сыном. В этой ситуации были рады и родители Тэйлора (сын имел возможность получать социальные блага и обучение), и сам Маршал (он жил в куда лучших условиях), и Соузарды (у их сына был хороший друг). Вот только эта идиллия не продолжалась слишком долго.
«Мама не могла смириться с расставанием со мной. Так я за несколько недель сменил жизнь «дитя миллионера» на жизнь обычного мальчика».
Соузарды переехали в Чикаго, а Тэйлор был вынужден вернуться в родной дом и вновь оказаться в реалиях бедной жизни чернокожей семьи. На память о дружбе с Даниэлем Маршалу остался судьбоносный велосипед, на котором мальчик быстро научился не просто ездить, но и здорово трюкачить.
Как ни странно, даже 12-летнему Тэйлору нужно было помогать содержать семью, но здесь ему очень даже повезло. Благодаря велосипеду можно было быстро развозить газеты, хотя для этого и проходилось наматывать десятки километров за день босыми ногами. Правда, времени на развлечения все равно хватало. Владелец велосипедного магазина заприметил юркого мальца именно во время исполнения очередной подборки трюков и нанял его привлекать внимание своих потенциальных покупателей. За трюки на двухколесном и уборку магазина Тэйлор получал 6 долларов в неделю, бесплатный велосипед и армейскую форму, благодаря которой и получил свое знаменитое прозвище – Майор.
Время шло, бизнес рос и для того, чтобы еще лучше разрекламировать свой магазин его владелец Том Хэй заявил Тэйлора на 16-километровую любительскую гонку – первую в жизни Маршалла:
«Я понимаю, что ты не сможешь проехать всю дистанцию, но ты можешь немного прокатиться, повеселить толпу и остановиться, когда устанешь».
Речь была не очень обнадеживающей для будущего чемпиона, но Хэй еще не знал, какого зверя выпустил на трек. Из-за своего молодого возраста 14-летний Тэйлор стартовал на 50 минут раньше остальных и, ко всеобщему удивлению, финишировал на шесть секунд раньше остальных. После завершения гонки Маршалл упал изнеможенным, но вскоре золотая медаль на груди придала ему сил.
Это, естественно, было только начало. Маршалл уже перестал работать трюкачом и начал давать уроки езды на велосипеде. Ему разрешалось принимать участие в соревнованиях и гонках, но запрещалось вступать в местные клубы велосипедистов.
После двух лет спокойной жизни Тэйлор познакомился с бывшим профессиональным велосипедистом Луисом Магером. Маршал и Магер настолько сдружились, что Тэйлор начал помогать новому приятелю развивать его компанию по производству велосипедов, обучая школьников и учеников колледжей езды. Несмотря на такое незаурядное начало, сам Магер был настроен сделать из Тэйлора чемпиона и начал готовить мальчика к профессиональной карьере.
Под руководством Магера Маршалл уже на постоянной основе выступал на любительском уровне. Любимой дистанцией велосипедиста была гонка на одну милю. Он был хорош, но другим участникам не давал покоя его цвет кожи. Именно поэтому, на старте карьеры некоторые организаторы соревнований не позволяли Тэйлору выступать в гонках, поскольку боялись, что топовые спортсмены откажутся ехать рядом с чернокожим.
К примеру, в 1893 году 15-летний Тэйлор побил рекорд трека на одну милю, но его освистали и убрали с соревнований.
Через два года Маршалл начал выступать на действительно крупных соревнованиях. Он был единственным, кто сумел преодолеть 121-километровую гонку в Индианаполисе. И это, несмотря на толчки и провокации от других участников соревнований, которые до старта не знали, что рядом с ними будет ехать афроамериканец.
Немного погодя, Маршалл и Магер переехали в Воркастер. Во-первых, этот город считался центром велосипедной индустрии в США. Во-вторых, в штате Массачусетс более толерантно относились к чернокожим. Этот переезд был знаменательным событием в жизни и карьереТэйлора:
«Меня было легче заметить, там на гонках собиралось больше людей, спонсоры не жалели денег, а также у меня был доступ к аренам мирового уровня».
Однако люди все еще не были готовы к феномену Маршалла. В 1986 году Тэйлор выиграл 16-километровую гонку в Воркасте, а затем принимал участие в 40-километровке между Ирвингтоном и Миллбурном в Нью-Джерси. Эта гонка была известна под названием Дерби Востока.
Гонщик ехал первым за полмили до финиша, но один из зрителей бросил ему в лицо льдом. Тэйлор испугался, упал и финишировал лишь 23-м.
Но после этого последовала гонка на одну милю в Нью-Хейвене, где Маршалл стартовал последним и финишировал первым. Для того, чтобы проверить своего спортсмена Магер решил опробовать его в профессиональной гонке в Иллиноисе. Да, любительский статус не позволял Тэйлору выступать там официально, но он получал возможность легко засветиться и проверить свои способности на действительно взрослом уровне.
В своем первом заезде Маршалл снял больше восьми секунд с рекорда трассы на одну милю. Толпа просто обезумела, удивившись такому потрясающему результату. После небольшого отдыха Тэйлор решил попробовать себя в 1/5 мили и зрители, держа в голове его предыдущий заезд, взяли в руки секундомеры. 17-летний гонщик снял 0,4 секунды с мирового рекорда, установленного профессионалом Рэем Макдональдом.
Естественно, время Маршалла официально нигде не отмечалось, что это было нечто особенное. Тэйлор был настоящей стихией на двух колесах. Позже юнца сняли с соревнований, но для него это уже не имело значения, в этом же году он начал профессиональную карьеру.
Профессиональная карьера
Первой профессиональной гонкой Тэйлора стал заезд на полмили перед шестидневной гонкой в Нью-Йорке в Madison Square Garden II. Маршалл вышел на старт с топовыми на то время спортсменами и уделал их, обойдя ближайшего преследователя на 18 метров.
В результате, «Черный циклон» попал в список 28 участников шестидневной гонки, в которой нужно было намотать наибольший километраж за время проведения заездов. Тысячи людей приходили смотреть, как велосипедисты доводят себя до изнеможения и едут из последних сил. Некоторым спортсменам начинали видеться галлюцинации, что было результатом истощения, недосыпания а иногда и употребления наркотиков.
В этой битве с собственным организмом Тэйлор решил не убивать себя. Он не вышел на старт последнего дня соревнований и, проехав 2787 км за 142 часа, стал восьмым. Впрочем, был еще один фактор, который был против продолжения гонки:
«Я не мог чувствовать себя в безопасности. Здесь есть человек, который преследует меня на трассе с ножом в руке».
После этой гонки Маршалл больше никогда не принимал участия в подобных шестидневных мероприятиях.
Компания Магера прошла процесс реформирования и Маршалл начал выступать за другие команды. Но куда большее влияние на жизнь Тэйлора понесло другое событие – смерть матери. Под крайне неприятными впечатлениями велосипедист принял баптизм и отказывался принимать участия в воскресных, обычно финальных, гонках, из религиозных причин.
Даже в таких условиях Тэйлор завоевывал репутацию в профессионалах и стабильно демонстрировал высокий уровень. Он стал любимцем публики, а среди фанатов Маршалла даже числилось имя президента США Теодора Рузвельта, который следил за Тэйлором в течение всей его карьеры. Но на некоторых даже такой успех не производил впечатления. Некоторые организаторы гонок на севере отказывали допускать темнокожего спортсмена к соревнованиям, а после заезда на одну милю в Массачусетсе произошел беспрецедентный случай.
Один из гонщиков проиграл Тэйлору и в отместку за это подъехал к сопернику, повалил его на землю и начал душить. Полиции с трудом удалось оттащить хулигана, но Маршалл до того момента уже потерял сознание и долгое время не мог прийти в себя. Болельщики не одобрили такое поведение нападавшего, а полиция оштрафовала неуравновешенного велосипедиста.
Период 1898-1899 годов стал самым звездным для Тэйлора. Он установил семь мировых рекордов на дистанциях в: четверть мили, одну третью мили, полмили, две третьих мили, три четвертых мили, одну милю и две мили. Более того, рекорд на одной миле после этого держался еще 28 лет.
В своей феноменальной форме Майор подошел к чемпионату мира в Монреале. В заезде на одну милю в плотной борьбе Тэйлору удалось завоевать золото и стать лишь вторым в истории темнокожим чемпионом мира во всех видах спорта после боксера Джорджа Диксона. Также в Канаде Маршалл выиграл заезд на полмили и стал вторым на двух милях.
Вот только эти победы немножко утратили свое величие из-за якобы слабого уровня конкуренции. Дело в том, что две мощные велосипедные организации никак не могли определить главную и проводили два независимых чемпионата мира. Так, Тэйлор стал чемпионом по версии одних, а Том Купер – по версии других. Позже между Маршаллом и Купером организовали матчевую встречу и 50 тысяч болельщиков на стадионе увидели, что Тэйлор является самым быстрым человеком планеты.
Как ни странно, велосипедисту стало мало аудитории США и Канады и он решился отправиться в европейский тур. В Старом свете выступали сильнейшие велосипедисты, там не было таких больших проблем с расовой дискриминацией и там хорошо платили. Была только одна проблема – Тэйлор продолжал отказываться выступать по воскресеньям, когда проходило большинство финалов. Гонщик постоянно возил с собой Библию и перед каждой гонкой читал про себя молитву.
Французы приняли соломоново решение и начали проводить большие гонки по праздникам, а не в воскресеньям. Благодаря такому тактическому ходу в 1901 году Маршалл соревновался в матчевой встрече с чемпионом Франции Эдмондом Жакленом и после поражения в первом заезде отыграл дефицит во втором и зацементировал за собой звание самого быстрого человека планеты.
В 1902 году Тэйлор выиграл 40 из 52 гонок, в которых принимал участие. Он обходил чемпионов Франции, Германии и Британии. Помимо Европы Маршалл также выступал в Австралии и Новой Зеландии. Общее количество призовых за сезон составляло около 35 тысяч долларов, что в переводе на современные деньги составляет больше одного миллиона.
На пике славы Маршалл женился, и у них с Дайзи, родилась дочь Рита Сидней, которую назвали в честь города, где она появилась на свет.
Из-за проблем со здоровьем и психологией Тэйлор взял перерыв на два с половиной года и вернулся к соревнованиям в 1908 году. Ему по-прежнему удавалось устанавливать рекорды и выигрывать гонки. Вдобавок к этому, велосипедист отказался от своего правила не выступать по воскресеньям и принял участие на своем втором в карьере чемпионате мира, который стал крайне неудачным.
Маршаллу было сложно искать мотивацию, да и здоровье давало о себе знать. Ноги уже не были такими легкими, как раньше и поэтому 10 октября 1910 года Тэйлор провел последнюю в карьере гонку и выиграл ее.
После своих ярких выступлений велосипедист имел капитал около 100 тысяч долларов, что в переводе на современные деньги составляет около 3 миллионов.
- Жизнь после завершения карьеры
В своей автобиографии под названием «Самый быстрый велосипедист планеты: История о неукротимом духе и успехах цветного парня» Тэйлор написал о завершении карьеры так:
«У меня было мое время и оно было чудесным. Я всегда выступал честно и выкладывался по полной, несмотря на то, что мне часто препятствовали в этом».
Но жизнь после спорта оказалась вовсе не спокойной жизнью радостного старика. Тэйлор неудачно вложил свои деньги, издал автобиографию за собственный счет, а в придачу к этому в 1929 году пострадал от биржевого краха – Маршалл остался ни с чем. Чтобы погасить долги у него отобрали дом и всю семейную собственность. А в придачу к этому от когда-то великого велосипедиста ушла жена и забрала с собой дочь.
Свои последние годы Маршалл провел в Чикаго, где жил на то, что ходил от дома к дому и продавал автобиографии. Такие скитания отобразились на его здоровье, и 21 июня 1932 года в возрасте 53 лет Тэйлор умер от сердечного приступа. Его похоронили в безымянной могиле для нищих.
Лишь в 1948 году тело Маршалла было перепохоронено в более подходящее для чемпиона место – в Мемориальный Парк Гуд Шеферда, а бронзовой табличке на могиле Тэйлора написано:
«Чемпион мира, который прошел тяжелый путь, но сделал это без ненависти в сердце. Настоящий храбрец, богобоязненный, порядочный джентльмен и атлет. Уважайте того, кто всегда показывал лучшее, на что способен. Он ушел, но всегда остается с нами».
Сергей Лукьяненко, XSPORT.ua