Запрет «бандеровской идеологии» не повлияет на отношения Польши и Украины
Эксперт «МК» прокомментировал принятие в Польше закона о запрете пропаганды идеологии украинских националистов.
Сейм Польши в пятницу принял закон, запрещающий в стране пропаганду идеологии украинских националистов («бандеровской идеологии»). Документ одобрило большинство польских депутатов — 279 из 414. Как отмечает польское издание Do Rzeczy, он определяет как преступное сотрудничество украинских националистов и украинских организаций с Третьим рейхом, а также дает возможность возбуждать уголовные дела против лиц, отрицающих преступления бандеровцев. Санкции за отрицание могут доходить до трех лет лишения свободы.
Что заставило поляков принять этот закон и как он отразится на взаимоотношении двух соседних стран, рассказал «МК» старший научный сотрудник Института славяноведения Вадим ВОЛОБУЕВ.
— В скором времени ожидается встреча министров иностранных дел Польши и Украины. Можно ли сказать, что принятие закона в преддверии этого события произошло случайно?
— Я думаю, что это и вправду совпадение. Закон очень долго обсуждался, дважды его принятие переносили, в результате просто дотянули до этой встречи и получилось, что поляки, сами того не желая, преподнесли вот такой сюрприз украинцам в преддверии этой встречи.
— Что заставило их все-таки принять этот закон?
— На мой взгляд, он больше нужен полякам, что называется, для внутреннего пользования. Это, скорее, игра на своего избирателя, ведь польские власти заинтересованы в том чтобы выиграть следующие парламентские выборы. А они давали определенные обещания своим избирателям, в том числе поднять вопрос о волынской резне, замалчивающийся предыдущей властью. Вот они свои обещания и выполняют.
— Как это отразится на взаимоотношениях двух стран?
— Вряд ли он на них как-то отразится — обе страны очень заинтересованы в их налаживании.
— Но польский министр, наверное, как-то должен будет объяснить своему украинскому коллеге при встрече, зачем был принят такой закон?
— Я думаю, что польское правительство, тем более оно там недавно сменилось, спокойно отговорится перед украинцами, что, дескать, мы тут ни при чем, это все депутаты. Хотя и одни, и другие входят в одну и ту же партию.
— И насколько правдоподобно это будет звучать?
— Ну, здесь, действительно, надо сказать, что не всегда один фланг «Права и справедливости» поддерживает то, что делает другой фланг. Это партия очень большая и нельзя отождествлять Сейм и Правительство из-за того, что ими руководят из одного центра. На самом деле это не совсем так. Как пример — когда в Сейме принимали резолюцию о признании волынской резни геноцидом, Ярослав Качиньский, лидер партии, был против этого, а его однопартийцы проголосовали «за». Так что запросто такое может быть. И украинцам скажут: депутаты, дескать, так приняли, а мы их не поддерживаем. И все пойдет как и раньше.
— И все равно, украинцы не могут не возмутиться. Хотя бы внешне.
Конечно, украинцы будут сейчас возмущаться. Поднимется шум в прессе, естественно. Но на уровне власти, скорее всего, промолчат. Ну, может, какое-то дежурное заявление будет сделано от какого-нибудь пресс-секретаря МИДа, не более того. Объективно сейчас эти две страны заинтересованы в том, чтобы идти навстречу друг другу, невзирая на шаги своих депутатов. Тем более, что в законе есть определенная уступка: осуждается пропаганда бандеровских взглядов, касаемых тех, кто сотрудничал с нацистами. А поскольку не вся украинская повстанческая армия с ними сотрудничала, то этот закон может запросто превратиться в простую формальность. Ну, а чтобы подсластить пилюлю украинцам, поляки, возможно, предпримут какие-то шаги — например, введут послабления для трудовых мигрантов. Или пообещают активизировать усилия по налаживанию сотрудничества Украины с НАТО.
— Как, к слову, сейчас продвигается налаживание военного сотрудничества этих стран?
— Поляки по-прежнему всячески пытаются подтащить членство Украины в НАТО. Это для них основополагающий вопрос. А также в рамках вышеградской четверки, куда Украина не входит, она там наблюдатель, пытались сделать и сейчас сделают бригаду быстрого реагирования, в основе которой будут как раз польские и украинские войска.
— А за вступление Украины в Евросоюз Польша сможет замолвить слово?
У Польши в Евросоюзе сейчас у самой очень плохая репутация и вряд ли ее голос там сейчас котируется. Да и, как выразился бывший уже теперь министр иностранных дел Польши Ващиковский, «с Бандерой» украинцы туда не войдут. А вот в НАТО — очень даже могут войти, тем более, что поляков там очень даже слышат, потому что у них хорошие отношения с американским президентом. Не даром, когда он был в Варшаве, то просто рассыпался в похвалах полякам.