«В Армении есть свой Бандера, но без России ей не выжить»
Пашинян в роли премьера может ослабить или укрепить братские армяно-российские связи, – оценили эксперты
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Россия и Армения останутся стратегическими союзниками — такое заявление сделал на заседании парламента лидер оппозиции Никол Пашинян, единственный кандидат на пост премьер-министра республики.
Вопрос о премьерстве еще не решен, однако российские аналитики уже строят прогнозы по поводу того, как будут развиваться дальнейшие отношения между нашими государствами.
Сергей МАРКОВ, генеральный директор Института политических исследований:
— Никол Пашинян прочно связан с прозападными силами внутри своей страны, а также с армянскими диаспорами в Америке, он заявлял о том, что Армения должна выйти из Евразийского союза, его парламентский блок так и называется – «Елк», в переводе это означает «выход». Сейчас Пашинян отошел от этого требования, он говорит, что подобные вопросы должны решаться на референдуме, тем не менее, слова о необходимости выхода произносились им неоднократно, поэтому предполагать, что его премьерство будет ознаменовано улучшением отношений между Арменией и Россией, было бы ошибкой.
С одной стороны, Запад будет на него давить, как и союзники по блоку «Елк». С другой стороны, против ухудшения отношений с Россией — большинство граждан Армении. За Пашиняном не стоит парламентское большинство, но сегодня в его руках революционная власть, она очень большая. Думаю, на той стадии, когда Пашиняну требуется широкая поддержка населения, он не станет рисковать и ухудшать отношения с Россией. Но когда он утвердится у власти и потребность в широкой поддержке отпадет, российско-армянские отношения могут оказаться под серьезной угрозой. Вот близкий пример: большинство граждан Украины тоже выступают за хорошие отношения с Россией, и кто их спрашивает? Обращаю внимание: в Армении есть свой Бандера – это Гарегин Нжде. Ему построены памятники, несмотря на то, что он обращался к армянам со словами, смысл которых состоит в том, что всякий, кто погибает во славу Германии и Гитлера, погибает за Армению.
Однако я хочу подчеркнуть, что переворот, о котором мы говорим, был сделан самими армянами, пусть и при поддержке Запада. В этом заключается кардинальное отличие их ситуации от Украины, где переворот был совершен напрямую спецслужбами США.
Николай ПЛАТОШКИН, заведующий кафедрой международных отношений Московского гуманитарного университета:
— Как человек, три года возглавлявший отдел Армении в Министерстве иностранных дел России, хочу поздравить братский армянский народ с тем, что он демократическим, цивилизованным путем сделал свой выбор. Я знаком с большинством армянских политиков, для меня особенно ценно, что никакого майдана в Армении не было, и что Россия поступила мудро, не став бороться за коррумпированного и одиозного Сержа Саргсяна, как в свое время за Януковича, который у нас почему-то считался очень пророссийским. Я нисколько не сомневаюсь в том, что новое руководство Армении сохранит курс на стратегическое сотрудничество с Российской Федерацией. Многие считают Россию жандармом постсоветского пространства, страной, готовой бороться за любые режимы без оглядки на то, любит их собственное население или нет. На примере Армении Россия может продемонстрировать, что готова приветствовать бескровную смену власти, осуществленную без вмешательства иностранных государств, как это было в Киеве. Мы не консерваторы, не жандармы, мы поддерживаем волю народа, как она выражена, например, в Армении.
Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель ТАСС, полковник:
— В стратегических отношениях между Россией и Арменией не изменится ничего. Россия для Армении не просто стратегический союзник, это гарантия ее выживания в условиях противостояния с мусульманскими государствами Турцией и Азербайджаном. Тем более что даже между Арменией и Грузией существует определенное напряжение, вызванное территориальными спорами.
Кроме того, судьба Нагорного Карабаха зависит от Армении, а судьба самой Армении, как уже говорилось, — от России. Между нашими странами существует договор о взаимной помощи. Понятно, что армяне не смогут помочь России, если на нашу страну кто-нибудь нападет, это несоизмеримые величины. Но Россия обязательно будет защищать Армению в случае угрозы.
На территории Армении находится российская 104-я военная база, она там уже более 100 лет. В случае угрозы Россия также будет поставлять Армении вооружение. Армяне все это прекрасно понимают, поэтому что бы ни происходило в политической жизни страны, кто бы ни пришел к власти, руководство Армении всегда будет ориентировано на союз с Россией, в том числе военный. Без этого союза Армении не выжить.