Украина обманула МВФ: закон об Антикоррупционном суде совсем не тот
Верховная Рада в первом чтении приняла долгожданный законопроект
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Верховная Рада в первом чтении приняла резонансный законопроект №7440 «О Высшем антикорруппционном суде», предполагающий в течение года сформировать новый судебный орган. Речь идет о проекте, предложенном главой страны Петром Порошенко, вызвавшем критику общественных организаций по противодействию коррупции, поскольку он противоречит требованиям Всемирного банка и рекомендациям Венецианской комиссии о создании независимой судебной инстанции. Документ одобрили 282 депутата, не голосовали — 64 нардепа. Эксперты, опрошенные «МК», уверены, что если депутаты в итоге приведут содержание документа в соответствии с требованиями ЕС и США, то это будет равносильно самоубийству.
Согласно документу, Высший антикоррупционный суд будет рассматривать уголовные дела о коррупционных преступлениях, совершенных должностными лицами, при условии, что размер предмета преступления или причиненного вреда «в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления». По информации Минфина, с 1 января прожиточный минимум в стране зафиксирован на уровне 1,7 тыс. гривен или около 3,5 тыс. рублей на человека.
Таким образом, коррупционные разбирательства будут открыты, если чиновник обогатится на сумму больше1,7 млн рублей. Кроме того, проектом предполагается назначить дополнительные требования к судьям, в том числе связанные с возрастом кандидатов — не моложе 35 лет и наличие специализации по рассмотрению уголовных производств о коррупционных преступлениях. По словам спикера парламента Андрея Парубия, вариант упомянутого закона следует считать только «первым решительным шагом в борьбе с коррупцией». В то время, как все рекомендации Венецианской комиссии он предложил обсудить между первым и вторым чтениями.
Создание Антикоррупционного суда ждут на Украине уже более двух лет. За это время Национальное антикоррпуционное бюро (НАБУ) предоставило доказательства вины и направило в суд около 100 громких коррупционных дел, среди которых уголовное преследование в отношении генпрокурора страны Юрия Луценко, мэра Киева Виталия Кличко и главы аудиторской службы Лилии Гавриловой. Однако до сих пор ни один из этих людей не был осужден. Одним из требований Венецианской комиссии стало формирование независимой инстанции, судьи которой будут определяться конкурсной комиссией. Для того, чтобы обеспечить беспристрастность судей, их отбором должны были бы заниматься международные организации. Однако в одобренном Верховной Радой законопроекте эту функцию возьмет на себя Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС) и она же будет назначать международных экспертов.
Ранее сообщалось, что МВФ раскритиковал президентский проект о создании нового судебного органа, поскольку он не гарантирует независимость и прозрачное назначение компетентных и заслуживающих доверия судей. В случае, если их требования не будут исполнены, Фонд пригрозил Украине прекратить финансовую помощь.
Эксперты, опрошенные «МК», считают, что Верховная Рада никогда не выполнит условия международных партнеров.
Вадим Карасев, глава украинского Института глобальных стратегий:
— Между первым и вторым чтениями будут внесены множество разных поправок, а депутаты будут максимально долго тянуть с рассмотрением законопроекта. Вся вина будет возложена на Верховную Раду, которая не торопится принимать закон. Для украинской элиты пока это единственный выход, потому что они не могут не принять законопроект и не согласиться с требованиями Венецианской комиссии, поэтому будут делать все, чтобы затянуть этот процесс, а там может быть и содержание документа полностью изменится.
Ростислав Ищенко, политолог:
— Принять тот вариант законопроекта, который навязывают им США — все равно, что взять и застрелиться. Украина — суверенная страна, поэтому что хотят, то и принимают. Если для них критически не выгоден тот проект, который им диктуют, то у них есть все основания от него отказаться. Сейчас у них есть какая-то субъектность и чиновники переживают о своих собственных интересах, поэтому в итоге они и создадут Антикоррупционный суд, но только в том виде, который им больше подходит. Никаких рычагов давления на Украину у американских партнеров не осталось — денег они им и так давно не выплачивают, и в Киев больше ни копейки не переведут.