Шесть сюрпризов нового правительства Медведева
Премьер оказался «в роли президента» по благословению Кремля
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
В 2012 году имена новых главных министров Россия узнала только 21 мая — спустя ровно две недели спустя после инаугурации Путина. Шесть лет спустя события развивались гораздо более стремительно. С момента очередного вступления ВВП в должность президента минуло всего несколько часов, а кандидат в премьер-министры Дмитрий Медведев уже раскрыл в Государственной Думе имена своих будущих заместителей.
Разумеется, при этом Дмитрий Анатольевич оговорился: эти назначения состоятся только в случае, если их поддержат и депутаты нижней палаты парламента, и президент. Но все эти расшаркивания не должны вводить в заблуждение. Сейчас на дворе не 1998 год, когда президентские кандидаты в премьер-министры приходили в Думу как на страшный суд. Сейчас Государственная Дума работает по принципу: любая «просьба» президента — закон для депутатов.
Будет поэтому считать: оглашенный Медведевым список своих будущих заместителей — это не документ для обсуждения, а уже обсужденный и утвержденный состав верхушки нового правительства. Какие выводы можно сделать, пробегая глазами список новых (или условно новых) главных обитателей Белого дома? Вот что бы я назвал главными сюрпризами.
Сюрприз первый. Премьер в роли президента. На самом закате эры Ельцина в 1999 году новый пресс-секретарь нового премьер-министра России оказался в эпицентре жуткого аппаратного скандала, сделав совершенно невинное, с точки зрения этого свежеиспеченного чиновника, заявление для СМИ о дате предстоящей встрече Ельцина и Путина. Вскоре после этого у премьера Путина появился другой новый пресс-секретарь.
В чем была причина этой рокировки и суть упомянутого выше скандала? В том, что, по мнению кремлевских царедворцев, объявлять о дате встречи президента и премьера может только аппарат главы государства. Мол, не может же подчиненный назначать начальнику время встречи!
Почему я сейчас вспомнил этот давно забытый эпизод из нашей прошлой политической жизни? Потому, что, если следовать духу аппаратных традиций, обнародование Медведевым списка своих будущих замов можно воспринять как еще более вопиющую узурпацию президентских полномочий. Вице-премьеров и министров в России назначает президент. Роль премьер-министра — предлагать или, как это обычно бывает при Путине, делать вид, что это он предложил спущенный ему из Кремля список имен.
Почему же такой опытный царедворец и аппаратчик как Медведев пошел на демонстративное нарушение бюрократических традиций? Естественно, не потому, что между президентом и премьером «искрит». Мы имеем дело с реверансом Кремля в адрес нового-старого главы правительства, показательной попыткой приподнять статус премьер-министра.
Сюрприз второй. Силуанов как верховный зам. Новым первым вице-премьером РФ будет наш нынешний министр финансов Антон Силуанов. Почему я считаю это сюрпризом? Не потому, что Силуанов плохо проявил себя в должности руководителя ведомства на Ильинке. Министр финансов из него как раз очень даже неплохой. Но дело в том, что у руководителя финансового ведомства и первого заместителя главы правительства в России принципиально разные функции. Задача босса минфина — сидеть как коршун на «сундуке с казной» и, словно попугай, повторять просителям: «Денег нет и не будет!» А вот функции первого вице-премьера носят иной характер: он должен быть идеологом реформ, толкачом экономического роста.
В силу своего характера и своей биографии Силуанов является идеальным «Скруджем Макдаком». Денег у «бухгалтера» ( так Антона Германовича любят называть в коридорах власти) действительно не допросишься. Но вот вопрос: сможет ли «бухгалтер» оперативно перестроиться и превратиться в чиновника с принципиально иным набором качеств? Ответ очевиден: конечно же, нет. В чем же тогда смысл повышения Силуанова до роли первого вице-премьера?
Я подозреваю, что этот смысл станет очевидным, если состоится еще одно давно ожидаемое назначение — Алексея Кудрина на крупный пост в администрации президента. Кудрин — это «духовный отец» Силуанова, человек, к которому будущий первый вице-премьер по-прежнему относится как к начальнику.
Если Кудрин вернется в руководство страны в роли функционера президентской администрации, то схема управления может быть примерно следующая: вся «идеология реформ» будет диктоваться со Старой площади, где размещается аппарат главы государства. А первый вице-премьер правительства превратится в пусть очень важного, но все же технического исполнителя.
Сюрприз третий. Новое — это еще совсем даже не забытое старое. Новый состав заместителей Медведева оказался богат на «каминг бэки» ( в переводе с английского — возвращения). Алексей Гордеев был руководителем российского сельского хозяйства с 1999 года по 2009 год в качестве министра и вице-премьера. В новом составе кабинета Медведева Гордеев вновь станет вице-премьером по сельскому хозяйству. Татьяна Голикова руководила российской социалкой с 2007 года по 2012 год в качестве министра. Теперь она будет делать то же самое в качестве вице-премьера.
И то, и другое назначение кажется мне очень интересным. Алексей Гордеев обладает репутацией очень компетентного специалиста по сельскому хозяйству. А у Татьяны Голиковой, которую я довольно жестко критиковал в ее бытность министром, по словам спецов, есть ряд нестандартных идей по развитию своей новой-старой вотчины.
Еще один важный нюанс, связанный с Голиковой. Прежний вице-премьер по социалке Ольга Голодец, которая теперь, оставаясь заместителем Медведева, будет курировать спорт и культуру, находилась (и, видимо, по-прежнему находится) в жутких контрах с Силуановым.
Используя свой формально более высокий ранг вице-премьера, Голодец пыталась давать «просто министру» Силуанову обязательные для выполнения поручения. Естественно, шеф минфина эти поручения игнорировал.
Отношения Силуанова и Голиковой точно будут другими. И дело здесь даже не в том, что и тот, и другая — «птенцы гнезда Кудрина». Как рассказал мне осведомленный собеседник, будучи молодыми минфиновскими чиновниками Силуанов и Голикова некоторое время сидели в одном кабинете.
Сюрприз четвертый. Непотопляемый Мутко. Не родись красивым, не родись счастливым, не родись богатым. А родись будущим коллегой Владимира Путина по мэрии Санкт-Петербурга.
Тот самый будущий коллега Путина по питерской мэрии Виталий Мутко больше не является вице-премьером РФ по вопросам спорта, туризма и молодежной политики. Это, конечно, хорошая новость. Но есть и не очень хорошая: в новом составе правительства вице-премьер Мутко будет рулить российским строительным комплексом. Комментарии, как мне кажется, излишни.
Сюрприз пятый. Молодое дарование. Для людей осведомленных выдвижение первого заместителя руководителя аппарата правительства Максима Акимова на роль вице-премьера по транспорту сюрпризом как раз не стало.
Бывший мэр Калуги и бывший заместитель губернатора Калужской области, Акимов уже давно считался в коридорах власти «восходящей звездой». Акимов обладает репутацией хорошего администратора и новатора. Обычно сотрудники аппарата Белого дома очень не любят «варягов» в своей среде. Но Акимов сумел завоевать уважение своих подчиненных. Один этот факт говорит очень о многом.
Сюрприз шестой. Куда же денут бывших? Простите меня за нарушение за стройности изложения, но с этим сюрпризом пока придется подождать. Объявленный Медведевым список замов интересен не только тем, кто там есть, но и тем, кого там нет.
Я, например, не удивлен, что новым вице-премьером и руководителем аппарата правительства станет Константин Чуйченко. Чуйченко принадлежит к числу самых давних и надежных соратников Медведева. Но вот мне очень интересно: на какой должности приземлится прежний глава аппарата правительства, большой любитель морских прогулок Сергей Приходько?
Мне интересна новая сфера деятельности Игоря Шувалова, Аркадия Дворковича и Дмитрия Рогозина, которого в роли вице-премьера по ВПК заменит нынешний заместитель министра обороны Юрий Борисов. Но я не обижаюсь на Медведева за то, что он не раскрыл все секреты сразу. Должны же мы чего-то ждать! Раз новый яркий и внушающий надежды премьер-министр пока нам не светит, подождем хотя бы любопытных кадровых новаций на более низком уровне.
Читайте материал Медведева не жалко: кто и почему попал в новое правительство
На злобу дня «Новый срок Путина начался с разочарования по имени Медведев»