Россия, выборы-2018: нас наблюдают
ЦИК аккредитовал 1018 наблюдателей из 100 зарубежных стран
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Начнем с очевидного. На финише российской президентской кампании международный интерес к ней приобрел устойчивый характер. Причем в разных подходах.
Для нигилистического, представленного, в частности, русофобской фрондой, неоконами, значительной частью западных спецслужб, антироссийскими призывами к подрыву электоральных процессов, заблаговременным «сочинительством» аргументов в их нелегитимности (одни последние настойчивые указания Госдепартамента США своим заграндипмиссиям на этот счет чего стоят), такой «интерес» вызывает неконструктивные действия (например, явный обман общественного мнения, попытки вмешательства во внутренние дела России).
Для позитивного, основного на принципах реальности, права и справедливости, очевиден статус РФ как государства с эффективным суверенитетом, электоральным потенциалом, которое действует в пространстве международного права и общепризнанных избирательных стандартов (установленных, в частности, ООН, ОБСЕ, СНГ).
Для представителей этой группы (в лице национальных государств и межправительственных структур – большинства международных акторов по ооновской квалификации) легитимные и содержательные итоги голосования 18 марта 2018 г. – не только вклад в эволюцию властных институтов России, в ее реформирование как демократического и правового образования, укрепление гуманитарной, социально-экономической, политической, технологической безопасности страны. Они имеют, не могут не иметь, в силу статуса Российской Федерации как международной личности, глобального фактора миропорядка, и внешнее проявление.
Такая проекция затрагивает формирование атмосферы сотрудничества и партнерства, доверия и психологической совместимости поведения государств; содействие развитию электоральной дипломатии и международно-правовому порядку; вызреванию в нем новых, в том числе юридически-обязательных, международных избирательных стандартов. Эту линейку результативных итогов можно продолжать и далее. Но главное сегодня – посмотреть на реальные факты и примеры международного измерения выборов Президента Российской Федерации. На них сфокусировано внимание, прежде всего, такого существенного оперативного контингента, как международные наблюдатели.
РФ в полном соответствии со своими политическими и юридическими обязательствами, принципами демократии и правового общества активно применяет в общефедеральных кампаниях институт международного наблюдения. Не стала исключением и кампания, проходящая в наши дни. Предварительные итоги подобного обсервер мы будем подводить 19 марта 2018 г., но уже сегодня есть повод для анализа в позитивном ключе.
По состоянию на 6 марта с.г. ЦИК РФ аккредитовал согласно закону 1018 наблюдателей из 100 зарубежных стран. Напомним, что в 2016 г. (выборы в Государственную Думу VII созыва) финальное число было 774 человека. По прогнозам, количество международных наблюдателей в ближайшие дни будет и далее увеличиваться. Предпосылки к тому существуют. Только по данным из РЗУ (российские загранучреждения) около 400 человек – иностранцев хотели бы присутствовать в процессе в избирательной кампании – 18. По линии Государственной Думы России приглашения получили более 250 человек из 74 зарубежных стран. Активно работает в данном направлении и Совет Федерации. Соответствующие полномочия эффективно реализует Центризбирком Российской Федерации.
Если говорить о сегодняшнем дне, то среди стран – лидеров, прошедших официальную процедуру, Казахстан (109), Белоруссия (86), Германия (80), США (54), Польша (45), Киргизия (43), Армения (31), Франция (30), Швеция (22). Замыкают топ – 10 Дания и Чехия (по 20). Отметим, что 782 человек представляют 12 международных организаций. Ведущие позиции по традиции занимают миссии: БДИПЧ/ОБСЕ (468), ПА ОБСЕ (116), Исполком СНГ (250), Парламентское Собрание Белоруссия-Россия (26), ШОС (25), МПА СНГ (40). Своих авторитетных представителей обозначили также ПА ОДКБ, Межпарламентская Академия православия, Всемирная Ассоциация избирательных комиссий, Арабская ассоциация избирательных органов, Организация Американских Государств, Лига Арабских Государств, ПА ЧЭС (4).
В настоящее время 96 долгосрочных наблюдателей приступили к выполнению задач своих миссий в 52 субъектах РФ. В их работе прослеживаются определенные особенности. Назовем некоторые: а) плотное внимание уделено Москве (30 чел.) и Санкт-Петербургу (5 чел.); б) среди миссионеров подавляющее число граждан западных стран (члены ЕС, НАТО); постсоветский мир представлен Арменией (4); Азербайджаном (4); Казахстаном (1); Киргизией (1); Белоруссией (6); Молдовой (1); Грузия (1); в) США активно работают в парах наблюдателей с Норвегией (Краснодарский край), Германией (Красноярский край, Самарская область), Швецией (Омская область), Литвой (Оренбургская и Рязанская область), Нидерландами (Саратовская область), Польшей (Ярославская область). Германия оказалась в группе с США (Краснодарский край, Самарская область), Казахстаном (Алтайский край), Чехией (Пермский край), Данией (Астраханская область), Швецией (Вологодская область), Польшей (Воронежская область), Италией (Ростовская область), Великобританией (Тюменская область), Финляндией (Челябинская область). Франция вкупе с Литвой (Хабаровский край), Арменией (Нижегородская область), Норвегией (Томская область). Польша работает в кооперации с Данией (Республика Татарстан), Германией (Воронежская область), США (Ярославская область). Армения – (Республика Карелия), Нидерландами (Иркутская область), Ирландией (Липецкая область), Францией (Нижегородская, Ростовская область). Азербайджан имеет свою зону – (Владимирская, Московская область, Санкт-Петербург). Казахстан взаимодействует с Германией (Алтайский край). Есть и другие географические, страноведческие и логистические специфики. Они в полной мере проявятся в ближайшее время, когда к международному наблюдению подключатся миссии краткосрочников. Уже сегодня известно, что 81 миссия международного наблюдения в таком формате готова к действиям. В них будут участвовать представители ОБСЕ, ШОС, МПА СНГ, Национального Собрания Армении, Сената Парламента Таджикистана, Сената Казахстана, других национальных и международных структур.
Говоря о международном наблюдении на текущих выборах следует в качестве положительной тенденции выделить факт усиленного внимания к голосованию на избирательных участках за пределами территории Российской Федерации. Сегодня по обращению МИД РФ Центризбирком утвердил список из 145 зарубежных государств, на которых образовано 400 участковых избирательных комиссий (как правило, на территории Посольств и Консульств РФ). В 94 странах в соответствии с нормативными критериями пройдет досрочное голосование (в ряде из них оно стартовало 2-3 марта 2018 г.). По имеющейся информации, международные и национальные наблюдатели планируют присутствовать при голосовании на УИКах в Германии, США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Латвии, Молдове и других регионах. Так, МПА СНГ уже определила своих краткосрочных наблюдателей при голосовании в УИК на территории Посольств Российской Федерации в Баку (4чел.), Ереване (3 чел.), Минске (1 чел.), Бишкеке (3 чел.), Кишиневе (4 чел.). Международный интерес к выборам Президента Российской Федерации демонстрируют и зарубежные СМИ. Электоральная тематика становится основной, приоритетной в работе большинства из 700 журналистов, аккредитованных при МИД России.
Помимо этого, в последнее время усиливается поток (около 200 чел.), желающих получить мидовскую аккредитацию и освещать помимо других вопросов, и избирательную кампанию в России. Выделяются журналисты из США, Японии, стран Евросоюза. Они при соответствии установленным критериям получают визовую и иную (организационную) поддержку.
Можно привести и иные положительные примеры, которые говорят о самом деловом и содержательном интересе субъектов международного сообщества к избирательной кампании 2018 в России. Мы вправе рассчитывать на объективный и качественный подход в оценках Выборов главы российского государства со стороны национально-суверенных субъектов и международных организаций. В таком дискурсе – перспектива развития международного права, укрепления межгосударственного пространства электорального сотрудничества и взаимодействия.
В.Н.Лихачев, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор, член Всемирной Ассоциации международного права.