Понедельник , 13 Январь 2025
Home / Политика / Российско-шведская война уже началась: перед выборами заговорили о российской угрозе

Российско-шведская война уже началась: перед выборами заговорили о российской угрозе

Российско-шведская война уже началась: перед выборами заговорили о российской угрозе

За год до выборов в шведский Риксдаг в стране обсуждали возможное вмешательство РФ

(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);

В Швеции считают, что таких плохих отношений между нашими странами не было, пожалуй, с Фридрихсгамского мирного договора 1809 года. Сегодня шведы всё чаще говорят об информационной русско-шведской войне, а иногда и о возможном вторжении.

фото: Алексей Меринов

В ХХ веке страна находилась на периферии российских интересов и не привлекала большого внимания Кремля, но после распада СССР, из-за вхождения прибалтийских стран в НАТО оказалась в самом эпицентре событий. Вообще шведское правительство довольно последовательно поддерживает санкции, а шведский министр иностранных дел был в числе восьми министров, подписавших письмо Путину в годовщину присоединения Крыма: «Мы не забудем то, что вы сделали в Крыму» (кроме Украины и трех стран Прибалтики его подписали Дания, Польша и Румыния, а остальные предпочли отмолчаться).

Шведский внешнеполитический институт сделал большое исследование о российской информационной интервенции, о том, как с помощью фейковых новостей, фальшивых документов, подкупленных или дезинформированных лидеров мнений Россия вторгается на информационное поле Швеции. Происходит это обычно так: шведские ультраправые или, наоборот, ультралевые СМИ цитируют российские, перепечатывая фальшивки, а российские, в свою очередь, цитируют уже шведские, не ссылаясь на российский первоисточник, и так по кругу. Было вброшено более двадцати довольно серьезных сфабрикованных документов, в числе которых: письмо министра обороны Швеции о поставках оружия на Украину, письмо лидера женского крыла запрещенного в России ИГИЛ о поставках шведского оружия террористам и письмо генерального прокурора с обещанием засекретить военные преступления гражданина Швеции в Киеве. В шведских СМИ даже появился новый жанр — разоблачение российских фейков.

В сентябре 2018 года в Швеции пройдут выборы в Риксдаг, и уже за год до них шведы заговорили о российской угрозе. В СМИ обсуждают, какого вмешательства России ожидать и как от него защититься. Шведское агентство по чрезвычайным ситуациям даже создало группу для борьбы с дезинформацией и российской пропагандой.

Чтобы объяснить, чем интересны России эти выборы, нужно рассказать о нынешнем шведском парламенте. Его можно разделить на три больших блока. Левый блок: правящая Социал-демократическая партия, Левая партия (экс-коммунистическая) и Партия зеленых (которая в этом году рискует не пройти в парламент). Консерваторы: Умеренная коалиционная партия, Партия центра, Народная партия — либералы и Христианско-демократическая партия. И третий, новый для Швеции, но типичный для современной Европы националистический блок, который представлен «Шведскими демократами». Вот их-то, как здесь считают, Россия и поддерживает.

Какой интерес может быть у Кремля? Для нашей власти есть два ключевых вопроса: вступление Швеции в НАТО и поддержка российской внешней политики.

Что касается антиамериканской риторики, то это только к ультраправым «Шведским демократам». Если в эпоху Улофа Пальме отношения Швеции и США были еще хуже, чем сегодня с Россией (на два года даже прерывались дипломатические отношения), то сегодня шведское правительство полностью поддерживает политику Штатов. Что касается НАТО, то за вступление весь консервативный блок, а против — и «Шведские демократы», и левые партии. Считается, что Социал-демократическая партия Швеции не имеет общей позиции, но референдум грозит расколотить самую влиятельную партию надвое, поэтому соцдемы предпочитают не рисковать. В ХХ веке страна успешно лавировала между воюющими сторонами, поэтому возможный отказ от нейтралитета многие воcпринимают болезненно. В последние годы тема широко обсуждается и вызывает споры как в Риксдаге, так и в СМИ, а на улицах иногда можно встретить активистов, собирающих подписи против вступления в НАТО (чаще всего это довольно маргинальные люди из разных политических движений, которых в Швеции очень много).

Предсказать расклад на сентябрьских выборах непросто, потому что поддерживать «Шведских демократов» открыто здесь не комильфо, и мало кто публично признается в этом. Но некогда популярная Социал-демократическая партия Швеции для многих стала далеким от народа респектабельно-высокомерным истеблишментом, более либеральным, чем социал-демократическим (во времена Пальме она получала от 40 до 50% голосов, а сегодня со скрипом набирает 25%). Либеральные партии также теряют сторонников из-за позиции по поводу мигрантов. «Шведские демократы», отгрызающие избирателей и у левого блока, и у правого, грозят выиграть сентябрьские выборы. Чего в Швеции очень боятся.

Если верить последнему отчету комитета разведки палаты представителей  США по поводу вмешательства России в президентские выборы, то прямого сговора со штабом Трампа не было. Но были хакерские атаки и массированные вбросы фейков. Журналисты из США приводят количество ложных новостей, которые американцы публиковали в соцсетях: на страничках демократов 16%, республиканцев — 33%. Учитывая, что многие американцы информацию о выборах получали из Интернета (из Твиттера и Фейсбука), можно себе представить, чем они руководствовались при голосовании.

Интернет вообще становится важным источником информации, так что фейки, провокации, манипуляции с поисковой выдачей и политическая интернет-реклама могут сыграть большую роль и в шведских выборах. Тем более что «Шведские демократы» намного активнее и популярнее в социальных медиа, чем остальные партии: к примеру, их предвыборный ролик посмотрели 800 000 зрителей, а ролик правящей партии — только 8000.

Но независимые эксперты утверждают: так называемая информационная война скорее похожа на информационную возню. И еще неизвестно, кому больше выгодна. Россия, конечно, пытается мутить воду и сеять информационную неразбериху, но никакой цельной и продуманной стратегии против Швеции у нее не существует.

Фейковые новости, статьи об угрозе НАТО и громкие заявления наших политиков адресованы в первую очередь не шведской аудитории, а российской. Здесь и призывы сплотиться вокруг власти на фоне этой самой угрозы, и живописание агонизирующей Европы, захлебнувшейся в насилии из-за миллионов беженцев и мигрантов, — чтобы российские зрители ужасались и не задумывались, что жизнь в их стране, без всяких беженцев, остается самой короткой и опасной не только в сравнении с Европой, но даже многими странами Азии. Да и вообще, любая политическая напряженность и нестабильность в европейских странах на руку Кремлю: «чем ночь темней, тем ярче звезды». Вмешательство в чужие выборы для России — это очередной козырь в информационной войне и пропаганде, возможность показать, как мы сильны и влиятельны в мире (тем более что информационные войны — это единственное, похоже, в чем мы сильны).

Если говорить о реальной опасности для демократии (а Швеция занимает вторую позицию по индексу демократии после Норвегии), то в долгосрочной перспективе она исходит вовсе не от России. На сегодняшний день Китаю, который потихоньку скупает все, что плохо лежит, принадлежат даже Volvo и Saab. Как Россия использует против Швеции ее же собственный плюрализм и свободу слова, так и Китай действует исключительно в рамках законов рынка. И уже сейчас держит шведскую экономику железной рукой сильно ниже пояса. Впрочем, не только шведскую… Но об этом никто не пишет.

По поводу мигрантской угрозы сочиняют не только российские СМИ: от них не отстают правые издания и политики Австрии, Венгрии, Франции, США. Шведская социальная модель так долго была примером для других стран, что мало кто устоит перед соблазном оспорить ее достоинства. К тому же раздувание «проблемы беженцев» — удобная возможность переключить всеобщее внимание с реальных проблем, таких, как катастрофический рост неравенства во всем мире, сворачивание социальных программ и урезание социальных пакетов, в том числе и в самой Швеции. В руках 10% самых богатых людей страны — около 68% национального богатства. Конечно, этим десяти процентам выгоднее, чтобы шведы беспокоились по поводу мигрантов и беженцев, «паразитирующих на велфэре». И российская пропаганда им в этом очень помогает.

В предвыборной гонке «поддержка» правых партий Россией — хороший козырь против «Шведских демократов». Да и в случае победы ультраправых левые и либеральные блоки смогут запросто спихнуть на Кремль вину за проигранные выборы. Возможно, что «российская угроза» используется сторонниками вступления в НАТО для того, чтобы подтолкнуть страну к этому решению. И Кремль, если продолжит действовать на информационном поле в том же духе, сам приведет туда Швецию за ручку. Так что сложно сказать, где российские власти мутят воду, а где шведские политики используют в собственных целях российскую пропаганду и дурную репутацию России, «честно заработанную» на выборах в других странах. Кремль сам открыл этот пропагандистский ящик Пандоры, и наблюдать, как правительства других стран быстро учатся использовать против России ее же нечестные приемы, довольно поучительно.

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.