России не поможет звонок Трампа Путину
Псарь важнее, чем царь
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Очень не жалует псарь (или, вернее, вся западная гильдия внешнеполитических псарей), но иногда жалует царь — так вкратце можно описать суть скандала, вызванного поздравительным звонком Дональда Трампа Владимиру Путину.
Большая «любительница и почитательница России» Тереза Мэй пыталась сколотить единый фронт западных лидеров, не желающих поздравлять ВВП с его переизбранием на должность. И все у «нашей подружки Терезы» вроде бы шло довольно успешно — до того самого момента, пока Трамп опять не «вышел из строя» — не только поздравил «тирана Путина» (так в западных СМИ сейчас модно называть новоизбранного президента РФ), но и выразил желание с ним встретиться.
Давным-давно в книге некоего советского журналиста-международника я прочитал описание сцены из британской политической жизни 50-х годов прошлого века. Ставший на закате своей карьеры сторонником налаживания отношений с Москвой престарелый премьер-министр Уинстон Черчилль читает по бумажке речь о международном положении. А сразу за Черчиллем с такой же бумажкой сидит один из его министров лорд Уолтон, который нервно дергает премьера за фалды фрака при его малейшей попытке отклониться от текста.
Не знаю, была ли эта сцена на самом деле или мой коллега из старшего поколения журналистов все несколько приукрасил. Но политическая война между премьер-министром Черчиллем и большинством членов его кабинета из-за политики по отношению к СССР в первой половине 50-х годов — это исторический факт.
Бывший когда-то знаменосцем идеи «удушения большевистской гидры» с помощью вооруженной силы, Уинстон Черчилль в период своего второго пребывания на посту главы британского правительства стал фанатичным сторонником плана саммита на высшем уровне с советскими лидерами. Черчилль считал, что на таком саммите он сможет легко договориться с обитателями Кремля о снижении международной напряженности. Но министры британского кабинета считали план начальника опасной «навязчивой идеей» и раз за разом «топили» мечту Черчилля, угрожая коллективной отставкой.
Дональд Трамп — это, конечно, далеко не Уинстон Черчилль. Но то, что сейчас происходит в американских коридорах власти, не сильно отличается от политической войны в Лондоне времен заката карьеры великого британца.
Как сообщила газета «Вашингтон пост», на шпаргалке, подготовленной для Трампа перед его телефонным разговором с Путиным, была большими буквами написана фраза: «Не поздравлять!». Но старина Дональд не послушался — и поздравил, и выразил желание лично встретиться в целях скорейшего разрешения всех острых международных проблем.
Выглядит все это, конечно, как сцена из сатирического водевиля. Но политические ставки в этом водевиле крайне высоки. Тереза Мэй отчаянно пытается вывести конфронтацию с Россией на новый уровень, превратить «недопонимание» между Москвой и Лондоном в повод для нового усиления западного давления на нашу страну. И говорить, что после звонка Трампа Путину от этого плана остались лишь рожки да ножки, как вы понимаете, излишне.
У Трампа есть инстинкты, но у него нет ни тактики, ни стратегии. Он обожает «доводить» подчиненных своими неожиданными выходками и закидонами. Но президентские выходки не превращаются в последовательную политическую линию.
Политическая линия Трампа — это броуновское движение, хаос. Президент США не руководит. Трамп развлекается, следуя неким расплывчатым идеям о том, как себя должен вести супермен (каким он себя считает) на посту президента США. При этом расплывчатые идеи у «лидера свободного мира» каждый день новые. И это в сочетании с принципом «короля играет свита» позволяет американскому внешнеполитическому истеблишменту раз за разом гасить дружественные по отношению к Путину импульсы Трампа. Произойдет ли это и с озвученным президентом США планом его личной встречи с ВВП? С очень высокой вероятностью да.
Но главное даже не в том, состоится ли полноценный саммит президентов России и Америки. Главное в том, что, как говорили в советские времена, «международная напряженность накаляется». Желающие превратить Россию в страну-изгоя вновь чувствуют ветер в своих парусах. И к чему в конечном итоге это приведет — неизвестно.
Недавно я прочитал в социальных сетях анекдот из серии черного юмора. Звонок в резиденцию премьер-министра Великобритании: «Алло, можно Терезу к телефону?» — «Она сейчас спит!» — «Если проснется, передайте, что звонил Владимир». — «Что значит «если»?!» К несчастью, ситуация такова, что помочь сохранить в ней душевное равновесие может разве что подобный черный юмор.
Во внутриполитическом плане Кремлю удалось мастерски использовать западную атаку на Россию из-за дела Скрипаля в своих интересах. Но вот во внешнеполитическом плане ничего подобного не наблюдается. Пока Москва по-прежнему вынуждена обороняться и оправдываться. И душевный порыв Дональда Трампа — поздравить с победой своего «друга Владимира» — такое прискорбное положение дел ничуть не изменил.