МОСКВА, 23 июн — РИА Новости. Внесенный в Госдуму законопроект о миссионерской деятельности разрабатывался без участия представителей религий России и стал для них неожиданностью, в связи с этим существует опасение, что предусматриваемые в документе ограничения будут применяться по отношению ко всем без исключения религиозным организациям, заявили опрошенные РИА Новости представители традиционных религий России.
Госдума в пятницу рассмотрит во втором чтении пакет антитеррористических законопроектов, которые, в частности, предлагают внесение в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятия миссионерской деятельности. Законопроект предполагает регулирование деятельности проповедников, запрещая ее в жилых помещениях и требуя специальных документов. Законопроекты были разработаны главами профильных комитетов двух палат парламента: председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктором Озеровым.
«Надеемся, что все эти нормы будут применяться в отношении нетрадиционных религиозных организаций сектантской направленности. Но если они будут применяться в отношении религиозных организаций Русской православной церкви, то, безусловно, мы будем ставить вопрос о корректировке этого законопроекта», — сказала глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
Она заявил, что для представителей традиционных религий России законопроект «является неожиданным», так как ни с кем из них не согласовывался. Она пояснила, что законопроект «очень широко» трактует понятие миссионерской деятельности, «поскольку к ней, фактически, отнесены все виды религиозной деятельности». Например, к ней, согласно законопроекту, могут быть отнесены уличные крестные ходы, распространение религиозной литературы в киосках и магазинах, а также проповеди в интернете и СМИ.
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОПАСЕНИЯ
Главный юрист Московской патриархии обратила внимание на то, что для всех видов миссионерской деятельности необходимо иметь «так называемый документ о полномочиях, который должен выдавать руководитель той религиозной организации, которую представляет продавец религиозной литературы или священник, проповедующий в средствах массовой информации».
Также она подчеркнула, что за каждое правонарушение предусмотрен штраф «в размере до одного миллиона рублей», который будет выплачивать та организация, которую представляет проповедник.
«Есть определенные опасения, что это будет применяться в отношении всех религиозных организаций», — заявила она.
НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПРОМИССА
«Скоротечно принимать такой серьезный закон, который бы, на наш взгляд, ущемлял права верующих людей и, в первую очередь, официальных религиозных организаций — это, на самом деле, неприемлемо. Опять будут страдать сами религиозные организации, но не борьба с экстремизмом и терроризмом, как было заявлено», — сказал первый зампредседателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов.
В отношении борьбы с терроризмом, на которую, согласно задумке авторов, направлен законопроект, нужно, по словам Аббясова, «находить какое-то решение, которое, с одной стороны, не затрагивало бы права верующих людей, – то есть, наших религиозных организаций – но и, с другой стороны, мы бы сообща думали о том, как бороться с этим явлением, которое угрожает всему миру».
Он отметил, что реакция со стороны религиозных организаций показывает, что «надо совещаться и вместе обсуждать какие-то важные документы».
«Насколько нам известно, он не обсуждался даже в профильном комитете. У нас сложилась добрая традиция, что если какие-то законопроекты принимаются, то мы принимаем участие в их обсуждении, даже если они имеют косвенное отношение к религиозным организациям», — пояснил зампред СМР.
ВОПРОСЫ К ЗАКОНОПРОЕКТУ
«С нашей точки зрения, налицо противоречие поправок основополагающим принципам на свободу вероисповедания. Законопроект не проработан в должной мере, и еще огромный его минус: законодатель не указал точного критерия разграничений религиозной и миссионерской деятельности, поэтому закон можно «извращать», как захочется, и могут применяться, соответственно, формулировки выгодные в конкретной ситуации», — отметил президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода.
Предлагаемые к принятию поправки, как считает он, «весьма существенно меняют ситуацию в работе религиозных структур, в том числе и традиционных для России, причем, очевидно, в худшую сторону». Раввин отметил, что не видит смысла вводить понятие миссионерской деятельности, так как «вопрос распространения веры законодательством РФ урегулирован в достаточной мере».
«В общем, к законопроекту много вопросов. Мы считаем, что надо привлекать к обсуждению религиозные организации и серьезно его дорабатывать», — заключил глава ФЕОР.