Путину в Красноярске пожаловались на слишком большие деньги
Президентская аллергия на городскую экологию дорого обойдется местным руководителям
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
В Красноярске Владимиру Путину не удалось ограничиться необременительной и бесконфликтной повесткой, свойственной предвыборным визитам. По прилете на место выяснилось, что тема номер один в городе отнюдь не универсиада, подготовку к которой собирался обсуждать ВВП, а непростая экологическая ситуация. Пройти мимо — значило бы не оправдать ожидания миллионов избирателей и поставить под удар свой рейтинг в одном из ключевых сибирских регионов.
Прежде Сибирь прочно ассоциировалась с белым снегом и чистым морозным воздухом, но теперь все по-другому. Снег в Красноярске — черный. А воздух наполнен ядовитыми примесями, мешающими дышать полной грудью.
Со 2 по 6 февраля жители мегаполиса провели в «режиме НМУ»: эта аббревиатура, означающая «неблагоприятные метеоусловия», прочно вошла в обиход горожан, как говорится, от мала до велика. НМУ значит вовсе не шторм или сильный снегопад, как в других регионах страны, а, напротив, полный штиль, из-за которого над городом повисает смог из-за ТЭЦ, которая до сих пор работает на угольном топливе.
В такие дни красноярцам рекомендуется плотнее закрывать окна, чаще мыть полы и проводить как можно меньше времени на улице. И, хотя к приезду Владимира Путина чрезвычайный режим сняли, проблемы никуда не исчезли. Несмотря на усиление ветра, неприятное першение в горле чувствовали многие. И даже президент, появившись на совещании, предательски шмыгал носом, хотя простуженным не выглядел. «Ну точно аллергия на наш апокалипсис!» — со знанием дела прокомментировал один из местных журналистов.
Изначально обсуждение экологических проблем Красноярска, который последнее время регулярно попадает в десятку самых грязных городов мира, в графике ВВП не значилось. Но в итоге о загрязнении воздуха президент говорил с владельцами и руководителями крупных предприятий — Владимиром Потаниным и директором сибирских угольных карьеров Владимиром Рашевским.
Врио губернатора Усс попытался выгородить предпринимателей, являющихся основными налогоплательщиками регионального бюджета, заявив, что 36% вредных выбросов обеспечивает автомобильный парк. Путин подчеркнул, что экологические проблемы, если «мы не временщики» и не относимся к родной земле «как к местам извлечения прибыли», необходимо решать комплексно. Для этого теплообеспечение Красноярска надо постепенно переводить с угля на газ, машины — на газомоторное топливо, а на промышленных предприятиях активнее внедрять современные экологические стандарты. «Это дорого, но в конце концов окупится», — обнадежил он погрустневших промышленников.
Очевидно, что все озвученные президентом меры носят долгосрочный характер, а значит, во время универсиады, которая состоится в марте 2019 года, чиновникам придется по традиции рассчитывать на милость небесной канцелярии и собственные административные решения. Уже ходят слухи, что на время соревнований в городе ограничат не только работу промышленных предприятий, но и движение личного автотранспорта.
Владимир Путин считает, что пока с подготовкой к универсиаде, несмотря на отставание от графика строительства 20 объектов, явных проблем нет. «И не хотелось бы, чтобы они появились!» — предупредил ВВП. Его удивление вызвал тот факт, что задержка вызвана не только недостатком финансирования, но и, наоборот, слишком большим количеством денег, выделенным на некоторые работы.
— Даже странно читать, что неосвоение средств связано с их значительным объемом. Обычно задержки связывают с недостаточным финансированием, а тут объемы, видите ли, большие, их освоить не могут, — пожал плечами ВВП, комментируя ситуацию вокруг реконструкции краевой больницы.
Глава Минобра Ольга Васильева поспешила успокоить, что некоторым денег все же не хватает: в частности на обустройство «деревни», где будут жить участники соревнований. По плану их предполагается разместить в общежитиях Сибирского университета, и для российских студентов эти здания, по мнению Васильевой, вполне хороши. Однако по международным стандартам в помещениях требуется установить стиральные машины и плиты, а также, как выразилась министр, «мягкое оборудование», что, по всей видимости, означает обычные диваны и кресла. На эти цели дополнительно нужно выделить 1,2 млрд руб. «Когда мы это сделаем, наша универсиада станет лучшей в истории», — заверила президента Васильева.
Министр спорта Павел Колобков (Виталия Мутко, который солировал на аналогичном совещании в прошлом году, на этот раз, от греха, решили не приглашать) рассказал, что есть один щекотливый момент: по утвержденному графику одно из мероприятий, а именно этап эстафеты универсиады, должен проходить в Швейцарии, где расположены недружественные России спортивные структуры — в частности МОК.
Чиновник предложил в сложившейся ситуации подумать над целесообразностью такого сценария. Но Путин решил не «связывать» котлеты с мухами. «Давайте мы все скандалы в одну кучу смешивать не будем. У нас отдельное мероприятие, посвященное студенческому спорту, — напомнил он. — Не надо здесь ничего накручивать. Надо провести универсиаду достойно, не обращая внимания на наносные моменты».