Пушков увидел «психологические операции над населением России»: будет только хуже
«Слияние политики и дезинформации» чревато военной агрессией, предупреждает он
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Информационная агрессия против России вступает в новую фазу, результатом которой может быть объявление России страной-изгоем и частью «оси зла». Именно в этом контексте, по мнению сенатора Алексея Пушкова, нужно воспринимать «новый информационный вирус» — историю с отравлением Сергея Скрипаля, взятую на вооружение недругами России в тот момент, когда тема Украины «приелась» и практически исчезла с полос ведущих западных газет.
Трагедия в Солсбери вывела противостояние России и Запада на качественно новый уровень. Нашей стране инкриминируют применение химического оружия на территории другого государства, чего в Европе не происходило со времен II Мировой войны. «В современном мире политика слилась с дезинформацией, — утверждает Пушков. — С подобным мы еще не сталкивались, но не надо питать иллюзий — этим дело не закончится».
Тема противостояния в информационно-пропагандистском пространстве обсуждалась на организованном сенатором круглом столе «Россия и Запад после выборов: информация как инструмент конфликта».
Алексей Пушков приводил пугающие исторические аналогии. По его мнению, развернутая против России информационная война является «калькой» информационной политики США в отношении Ирака, Ливии, Сирии, где все закончилось прямым военным вмешательством. При этом вина режимов стран, подвергнутых вначале информационной атаке, а затем вооруженной агрессии, не доказана, что сегодня мало кого занимает, т.к. дело сделано. Формулу этой стратегии Пушков формулирует так: «Интенсивность пропагандистской кампании перекрывает необходимость доказательств». Пример: ливийского лидера Муамара Каддафи обвиняли в гибели 6 тысяч сограждан, в то время как в столкновениях ливийских повстанцев с полицией реально погибло 350 гражданских лиц, включая тех, кто оказался жертвами случайно. «Подобная тактика примитивна, но эффективна», — считает сенатор Пушков.
Его коллега по верхней палате Игорь Морозов также напомнил о том, что в минувшие десятилетия «слияние политики с дезинформацией» предшествовало реальным войнам. Морозов убежден, что для предотвращения драматических сценариев Россия должна «идти на опережение», в том числе — активизировать пропаганду на различных языках.
Что же касается пропаганды, развернутой против России, то по мнению другого участника круглого стола — экс-посла России в США, а ныне первого заместителя председателя комитета СФ по международным делам Сергея Кисляка, информационная война является одним трех компонентов антироссийской стратегии. Два других компонента — военное развертывание и экономические санкции. Ситуация усугубляется тем, что в Великобритании и Соединенных Штатах российский фактор стал частью внутренних противоречий между политическими группами, одна из последних иллюстраций — реакция на поздравительный звонок Дональда Трампа Владимиру Путину.
Экс-посол в США, как и Пушков, настроен пессимистично, он считает, что противостояние между Россией и Западом будет обостряться. Однако Сергей Кисляк уверен, что внушительная победа Владимира Путина на выборах президента станет знаковой для тех политиков на Западе, которых можно назвать «колеблющимися». А Алексей Пушков подчеркнул что, к примеру, во Франции, где практически все крупные СМИ стоят на антироссийских позициях, среди пользователей социальных сетей симпатии в отношении России незначительно, но преобладают.
Политолог Ольга Крашенинникова назвала «замечательным» сенсационное развитие событий вокруг британской компании Cambridge Analitica. Напомним, что частная компания, использующая технологии глубинного анализа данных для разработки стратегической коммуникации в ходе избирательных кампаний, оказалась в фокусе внимания после того, как The New York Times и The Guardian расследовали ее сотрудничество с предвыборным штабом Дональда Трампа. Cambridge Analitica использовала личные данные более 50 миллионов пользователей Facebook. По мнению Крашенинниковой, скандал вокруг Cambridge Analitica является одним из подтверждений того, что инкриминируемое России вмешательство в американскую президентскую гонку является голословным.
Кроме того, эта история свидетельствует о том, что методология цветных революций уходит в прошлое, сегодня актуальными становятся «психологические операции над населением», которым предшествует сбор персональных данных в социальных сетях. Теперь мы знаем: для того чтобы в общих чертах представлять электоральные предпочтения человека, достаточно изучить «лайки», оставленные им в сетях, это знание облегчает работу пропагандистов, отметила Ольга Крашенинникова.
Одним словом, проблематика, обсуждаемая участниками встречи в Совете Федерации, не вселяла оптимизма, все они по-разному говорили о том, что мы живем в тревожное время, и поводов для тревог будет все больше. Алексей Пушков считает, в наши дни происходит масштабный сдвиг во всей системе международных отношений, при этом переход к новому миропорядку будет долгим и хаотичным, и этот переход, в отличие от сравнительно стабильного периода холодной войны, будет «игрой без правил».