Президент Киргизии начал чистку: в стране распустили правительство
Возможны досрочные парламентские выборы
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Правительство Киргизии 19 апреля было отправлено в отставку. Сначала за это решение проголосовали 102 депутата республиканского парламента, а затем его утвердил президент Сооронбай Жээнбеков. Киргизия — это хоть и молодая, но все же парламентская республика, поэтому своего поста лишился реальный глава государства премьер-министр Сапар Исаков. Планы экс-президента Алмазбека Атамбаева до последнего оставаться «серым кардиналом» пошли крахом. «Нож в спину» воткнул его старый друг Жээнбеков.
Только 5 депутатов отказались голосовать за отставку правительства. Формальным поводом для роспуска Кабинета министров стали его неспособность подготовиться к холодной зиме, заключение ряда невыгодных для Киргизии международных договоров и неисполнение бюджета за 2017 год.
Между тем, ни для кого не секрет, что под конец своего правления Атамбаев решил разделить высшую власть в стране между двумя своими ставленниками. Президентом он захотел сделать Жээнбекова, рейтинг которого летом 2017 года был около 5%, а премьер-министром — Сапара Исакова. Первого он называл своим самым верным и близким другом, а второй просто был обязан ему своей карьерой. Манипулируя ими, он планировал по-прежнему оставаться у власти, находясь при этом в тени.
Первоначально все шло неплохо. В частности, Жээнбеков смог одержать победу на президентских выборах, заручившись поддержкой 54,75% избирателей при явке в 55,93%. Но затем новый глава государства начал проводить самостоятельную политику: примирился с Казахстаном, с которым Атамбаев едва не разорвал дипломатические отношения, а затем стал обвинять силовой блок страны в коррумпированности. В том числе он уволил генпрокурора республики Индиру Джолдубаеву и главу Госкомитета нацбезопасности Абдила Сегизбаева вместе с двумя его заместителями, один из которых был бывшим охранником Атамбаева.
Импульсивный экс-президент был поражен таким поведением до глубины души, ведь по его словам, он смог побороть коррупцию в стране. Какое-то время Атамбаев списывал решения Жээнбекова на врагов в его окружении, но в конце марта не выдержал и созвал съезд своей Социал-демократической партии (СДПК), которая считается правящей. Несмотря на то, что мероприятие было закрыто для прессы, очевидцы рассказывают, что бывший глава государства провел его специально для того, чтобы облить преемника грязью. Кроме того, он заявил о своем возвращении в большую политику.
Впрочем, у СДПК в парламенте 38 депутатов. Судя по результатам голосования за отставку правительства, они решили не прислушиваться к мнению своего партийного вождя, и ползучий «государственный переворот» продолжился. Сможет ли Атамбаев перейти в наступление и приструнить Жээнбекова, «МК» рассказал Станислав Притчин, аналитик программы России и Евразии «Чатам Хаус»:
— Несмотря на то, что пока противостояние между предыдущим и действующим президентами Киргизии проходит без громких скандалов, отрицать наличие конфликта в их взаимоотношениях невозможно. Жээнбеков хочет быть единственным главой государства, поэтому он старается построить собственную систему власти. Для этого ему необходимо избавиться от соратников и ставленников Атамбаева. В свою очередь, его предшественник не хочет лишаться власти.
Отставка правительств — это довольно серьезный шаг, так как следующий состав Кабинета министров будет утверждаться в парламенте, в котором правящая коалиция построена вокруг СДПК. Если Жогорку Кенеш не утвердит правительство Жээнбекова, а только президент может предлагать кандидатуру нового премьера, у него появятся юридические основания для роспуска парламента. Впрочем, для президента это будет приемлемый сценарий, так как позволит ему переформатировать законодательное собрание, чтобы сориентировать его на себя. В конце концов, реальная киргизская политика выстроена в связке президента и парламента.
В свою очередь, у Атамбаева для влияния на Жээнбекова есть только СДПК, лидером которой он является. На момент избрания нынешнего президента, он еще мог как-то его сдерживать, то теперь глава государства проводит системную работу по укреплению своей независимости.
Но не следует думать, что противостояние с Атамбаевым свидетельствует о том, что Жээнбеков является неким аналогом президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. С одной стороны, пример узбекистанского лидера, наверняка, для многих является показателем в Центральной Азии, но с другой стороны — Жээнбеков пока решает задачу удержания власти в своих руках. По сравнению с ним Исаков демонстрировал большее понимание проблем государства и видение путей выхода из них. Правда, нельзя исключать, что когда Жээнбеков получит лояльное себе правительство, он тоже начнет проводить реформы.