Почему Тегеран выдвинул европейцам требования по ядерной сделке
Эксперт: Иранский рынок – лакомый кусочек для мирового бизнеса
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Последствия выхода Вашингтона из ядерной сделки с Ираном становятся все более серьезными. В понедельник 21 мая госсекретарь США Майк Помпео выдвинул 12 условий Ирану, в случае невыполнения которых Белый дом угрожает Тегерану «самыми жесткими санкциями». В ответ верховный лидер Исламской Республики аятолла Али Хаменеи выдвинул собственные условия, но уже европейским государствам, которые из сделки выходить не хотят. Что ждет ядерную программу Тегерана и смогут ли стороны договориться?
Аятолла Хаменеи отметил, что Ирана не намерен вступать в конфронтацию с Британией, Францией или Германией. «Но история неоднократно показывала, что Европа следует за США», – заявил он. Иран в лице своего верховного лидера потребовал от европейских стран-участниц СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) «прекратить молчание» и «доказать, что они не будут вести себя нечестно и неблагонадежно». При этом он отметил, что именно так вели себя страны Европы во время переговоров по ядерной сделке в 2004-2005 годах.
В качестве конкретных мер Иран требует, чтобы европейцы выпустили совместную резолюцию, осуждающую позицию США. Затем Тегеран требует гарантий того, что страны ЕС не станут вмешиваться во внутреннюю политику страны. Наконец, европейцы должны обеспечить реализацию иранской нефти, чему могут помешать Соединенные Штаты. Известно, что для Тегерана доход от продажи нефти – значительный источник поступлений в бюджет. Кроме того, Хаменеи обозначил требования к европейской банковской системе. Банки ,по его словам, должны «гарантировать проведение бизнес-транзакций» с Ираном.
Выполнение этих условий, заявляют власти Ирана, необходимо для того, чтобы сохранить существующее соглашение. В случае невыполнения этих требований Тегеран оставляет за собой право возобновить ядерную деятельность. Ранее, европейские участники сделки декларировали свое намерение сохранить договоренность, подписанную в 2015 году странами-членами Совбеза ООН, Германией и Ираном.
«Аятолла обратился к Европе, потому что именно европейцы сегодня главные игроки, от которых зависит сохранение СВПД в какой-либо форме. Администрация Трампа уже приняла окончательное решение о выходе из ядерной сделки. – комментирует «МК» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир САЖИН. – Теперь вопрос о том, сохранится ли СВПД, полностью зависит от ЕС, в частности, от Великобритании, Франции и Германии. Эти три страны были соавторами соглашения. Конечно, американцы оказывают на европейцев огромное давление. С января (когда Трамп объявил о желании выйти из соглашения) по апрель американцы и европейцы провели пять раундов консультаций.
Я думаю, что там американцы давили на европейцев, чтобы те последовали антииранскому курсу Вашингтона. А европейцы, которые очень рассчитывают на бизнес в Иране, пытались найти компромисс. Потому что, действительно, иранский рынок – это лакомый кусочек для мирового бизнеса. И если в 2016 году товарооборот между Ираном и Евросоюзом составил почти $5 млрд, то в 2017 этот показатель увеличился уже в два раза. Это говорит о том, что Европа заинтересована. Это понимают и Соединенные Штаты, которые, в свою очередь, практически не имеют экономических отношений с Ираном. Я думаю, что во время консультаций европейцы старались как-то защитить будущее своего бизнеса в Иране и я не исключаю, что был достигнут определенный компромисс. Некоторые компании уйдут, а некоторые останутся.
Требования иранцев маловыполнимы. Аятолла говорит о принятии резолюции европейских стран против США. Но у Америки и Европы особенные отношения. Франция, Германия и Великобритания – главные союзники американцев в Европе и, конечно, никаких резолюций не будет, хотя они и поддерживают СВПД. Тегеран также требует, чтобы Европа не поднимала вопрос о создании ракет в стране. Но ракетная программа Ирана дает пищу для размышлений, к ней много вопросов. Конечно, Европа будет поднимать эти вопросы, потому что это серьезная проблема. Иран также потребовал от Европы противостоять американским санкциям против Исламской Республики. Такие прецеденты уже были. В 1996 году Европа приняла документ, призванный защитить европейский бизнес от санкций США против Кубы и Ирана. Но тогда санкции были несколько другие».
Что касается будущего иранского ядерного соглашения, эксперт выделяет два сценария развития.
«Если компромисс состоялся между США и тремя странами Европы в финансово-экономическом плане о том, что какие-то компании останутся, то тогда можно говорить, что СВПД сохранится, но уже без США, – продолжает Владимир Сажин..
Конечно, это затормозит процесс выполнения тех требований, которые заложены в соглашении изначально. Потому что от Ирана требуют действий, например по переформатированию реакторов, для чего необходимы деньги.
Но в пессимистическом варианте, если Европе не удастся в финансово-экономическом плане сопротивляться Соединенным Штатам, а жесткие американские санкции отскоком от Ирана затронут европейские компании, то СВПД развалится. И тогда Тегеран возобновит программу, но уже без всякого контроля и через время, я не удивлюсь, если они ступят на пусть военного направления в ядерной программе. В этом случае возможно и силовое решение со стороны США, Израиля или Саудовской Аравии».