Почему российский Як-130 пока уступает итальянскому собрату
Радар преткновения
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала несколько авиационных рекордов российского учебно-боевого самолета Як-130. Наш самолет быстрее своих зарубежных «одноклассников» забирается на предельную высоту. Но, как выяснил «МК», пока Як‑130 больше отвечает лишь учебному предназначению. Эксперты рассказали, почему так происходит и что нужно сделать для повышения боевой эффективности самолета.
Реактивный Як-130 может многое. Специальные бортовые компьютерные программы позволяют имитировать на нем особенности пилотирования различных боевых самолетов: Су‑30, Су‑35, Су‑57. Это очень важно при подготовке асов. Не случайно ВКС закупили уже свыше 50 Як-130 для своих училищ и планируют новые закупки. Но потенциальные возможности двухдвигательного учебно-боевого самолета гораздо шире. И они в полной мере реализованы на его итальянском клоне — учебно-тренировочном самолете М‑346 Master.
Дело в том, что российский Як-130 (по натовской кодификации Mitten — «Рукавица») разработан ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Он призван заменить старые чешские L-39, которые с советских времен и до сих пор помогают нашим будущим военным асам приобретать летные навыки в училищах.
Предприимчивые итальянцы воспользовались удачным проектом и создали собственный М‑346. Самолеты-братья имеют одинаковые аэродинамическую форму и размеры. Их практически не отличить. Но итальянцы не остановились на достигнутом, и если наш Як‑130 в основном возит курсантов, то итальянский М‑346 может обстреливать наземные и воздушные цели ракетами класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». Самолет способен нести три тонны бомб и ракет, имеет шесть точек подвески боеприпасов. Иными словами, из учебно-тренировочного собрат Як‑130 превратился в легкий многоцелевой боевой самолет. И в таком качестве успешно продается по всему миру.
Наш Як-130 мог бы решать все эти задачи не хуже итальянца, если бы не одно «но». М‑346 оснастили радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР), обеспечивающей сопровождение воздушных и наземных целей и наведение управляемых ракет. Наш же самолетик такого радара пока не имеет. Предвижу вопрос: что, российские компании не освоили эти технологии? Освоили, и не хуже итальянцев. По крайней мере, радары с АФАР обеспечили высокую боевую эффективность многоцелевых истребителей Су-35 в Сирии. Еще более продвинутые РЛС с АФАР стоят на российском боевом самолете пятого поколения — Су-57. Да, Як-130 находится в меньшей весовой категории. Радар ему нужен миниатюрнее. Может, в этом проблема?
«МК» попросил одного из крупнейших разработчиков авиационного бортового радиоэлектронного оборудования рассказать, работают ли они над «умным» радаром для Як‑130, который позволил бы расширить сферу его боевого применения. Нам ответили, что такие работы ведутся. «Сегодня самолет является чисто учебным в связи с отсутствием на борту многофункциональной РЛС, позволяющей применять оружие за пределами визуально-оптических систем разведки и наведения, — сказал представитель концерна. — Установка на борту Як-130 полноценного радара позволит значительно расширить функциональные характеристики и обеспечит существенное увеличение возможностей самолета как в части разведки авиационных, наземных и морских целей, так и применения по ним новых видов оружия».
Специалист рассказал, что концерн готов предложить несколько вариантов локаторов с фазированными антенными решетками различных классов: как уже используемых на других типах летательных аппаратов, так и принципиально новых РЛС.
«Все это превратит Як-130 в полноценный боевой самолет, способный решать широкий круг боевых задач по борьбе с воздушными и наземными, морскими целями. При этом радиус боевого применения и точность оружия этой машины значительно увеличится в первую очередь за счет использования авиационных ракет и планирующих авиабомб с радиолокационными системами наведения», — сказал представитель компании — разработчика авионики.
В свою очередь известный авиационный эксперт, доктор технических наук Сергей Левицкий, сказал «МК», что недорогой и эффективный Як-130 в качестве легкого боевого самолета мог бы существенно пополнить авиапарк российских ВКС. Стоимость одного Як‑130 в несколько раз ниже, чем Су-35 и тем более Су‑57. Большой парк из 50 эскадрилий многоцелевых Як-130 позволил бы в случае необходимости эффективно бороться с массированным налетом крылатых ракет или оказать действенную поддержку наземным войскам в обороне или наступлении. В мирное же время эти самолеты можно было бы использовать для полноценной летной подготовки.
По мнению эксперта, для расширения боевых возможностей Як‑130 центральным элементом бортового комплекса вооружения должна стать малогабаритная многорежимная радиолокационная станция. Отечественные разработчики способны создать РЛС с АФАР массой не более 70–90 кг. Ее можно разместить на борту Як-130 без ухудшения его летных характеристик. Наличие радара расширит номенклатуру управляемого вооружения и существенно повысит ценность самолета как средства подготовки летчиков-истребителей, расширит его экспортный потенциал и позволит использовать его в эшелонированной системе ПВО. Хочется, чтобы это произошло как можно быстрее.