Перед встречей с Трампом Путин заявил о свободе в цифровую эпоху
Президент выступил на форуме по кибербезопасности, чтобы сгладить историю «русских хакеров»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Перед встречей с Дональдом Трампом Владимир Путин счел необходимым принять участие в международном форуме по кибербезопасности — не секрет, что президент США в очередной раз собирается поднять вопрос о вмешательстве Кремля в американские выборы. Избежать взаимных упреков и проблем, по мнению Путина, будет возможно, если появятся единые правила поведения в цифровом пространстве и противостояния киберугрозам. Россия уже подготовила свои предложения.
Международный форум по кибербезопасности в таком масштабе в Москве проводится впервые, хотя дискуссия назрела уже давно. Потери мировой экономики от деятельности хакеров, по оценкам Всемирного экономического форума, в этом году составят $ 1,1 трлн (в России — более 1 трлн руб), а генсек ООН Антониу Гуттериш уверен, что если в мире все-таки будет война, она начнется с мощнейших кибератак противников.
Несмотря на обвинения во вмешательстве в политику, от действий хакеров — в том числе и российских — в первую очередь страдают финансовые организации и их клиенты. Незадолго до форума в Испании задержали настоящего «злого гения», научившегося выводить из банков до $12 млн долларов в день так, что все транзакции выглядели абсолютно легально и не вызывали подозрений у служб безопасности.
За 4 года россиянин Денис Токаренко, взявший после эмиграции в Испанию фамилию Катана, и его подельники организовали атаки на 100 банков в 40 странах, включая США, Россию, Германию и Украину, и украли из них в общей сложности $1,2 млрд, что является крупнейшим цифровым ограблением в истории. «Это были сложные и глобальные вирусные атаки. Мало кто в мире способен на такое», — признал директор недавно созданного мирового центра кибербезопасности, ранее главный киберсыщик Европы Тролс Ортинг.
К счастью, большинству хакеров до Токаренко/Катаны пока далеко: их основные приемы хорошо изучены специалистами, поэтому первый день форума был посвящен практическим вопросам. Участникам рассказали о новых разработках антивирусного обеспечения, различных софтах и технологиях, применяемых крупными российскими и зарубежными компаниями.
А на виртуальных тренировках с моделированием реальной хакерской атаки объяснили, как нужно управлять ситуацией, не допуская распространения вируса по системам. На второй день кресла киберспециалистов, которых, кстати, в России и в мире остро не хватает, заняли политики, министры и чиновники различного уровня. Общий тон их выступлений оказался тревожным. По общим прогнозам, киберугрозы и связанные с ними потери будут только возрастать. К 2022 году они достигнут $8 трлн, при этом мировое сообщество мало что может этому противопоставить, в том числе из-за отсутствия эффективных международных соглашений по кибербезопасности.
В цифровом пространстве каждая страна ведет себя так, как считает нужным, хотя проблема носит глобальный характер. «Необходимо договариваться об общих подходах и правилах управления киберрисками и противодействия киберпреступности, а также широко обмениваться данными и технологиями, помогающими бороться с вирусами», — заявили эксперты.
Присоединившийся к ним Владимир Путин также сделал акцент на поиске компромисса. Несколько лет назад Россия отказалась подписать европейскую конвенцию, поскольку она разрешает проведение операций спецслужб в компьютерных сетях третьих стран без официального уведомления. По мнению российских властей, эта норма нарушает суверенитет страны.
«Важно выработать единые правила игры, общие для всех международные стандарты, которые бы максимально учитывали права и интересы всех государств, были бы универсальными, приемлемыми для всех. Мы уже не раз убеждались, что эгоизм отдельных стран, попытки действовать лишь в собственных интересах и к собственной выгоде вредят мировой информационной стабильности», — заявил, обращаясь к участникам форума, Путин.
Он напомнил, что Россия уже выдвинула ряд инициатив, касающихся правил ответственного поведения государств в цифровом пространстве, и намерена продвигать их на международных площадках, в первую очередь в ООН. По всей видимости, президент имеет в виду альтернативный проект международной конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия киберпреступности, гарантирующий суверенитет отдельных государств. Еще в 2016 году он был представлен главой Совбеза Николаем Патрушевым руководителям иностранных спецслужб, однако для широкой общественности пока не публиковался.
Путин также добавил, что в ближайшее время в России будет создана правительственная структура, ответственная за развитие и совершенствование системы международного обмена информацией о киберугрозах. «Мы хорошо понимаем, что масштабы киберугроз сегодня таковы, что нейтрализовать их можно только объединив усилия всего международного сообщества». При этом президент высказался за то, чтобы меры безопасности и регулирования цифрового пространства не мешали его развитию и технологическому прогрессу. «Для бурной цифровой эпохи нужна свобода», — подчеркнул он.
В прошлом году на саммите «большой двадцатки» в Гамбурге Путин и Трамп договорились о создании американо-российской группы по кибербезопасности, одна из задач которой — противодействие хакерским атакам во время выборов и избирательных кампаний. Однако в США идею подвергли жесткой критике, и Трамп был вынужден от нее отказаться.
Сейчас, считают эксперты, почва для прорыва в этой сфере появилась вновь: в Хельсинки президенты могли бы договориться о восстановлении сотрудничества в области кибербезопасности, прерванного в 2014 году, и раз и навсегда закрыть вопрос «вмешательства в выборы». Путин в своей речи намекнул, что готов к диалогу. «Россия всегда выступала за совместное и справедливое решение любых возникающих здесь вопросов и тем более споров», — сказал он.