Пашинян поковырял в зубах под камеры на саммите ЕАЭС
А Лукашенко посетовал на вмешательство политики в торговлю
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Главным событием саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Сочи стало предоставление Молдове статуса наблюдателя, который разработали специально для нее — раньше желающих не было. В остальном все прошло, как обычно: лидеры призывали углублять интеграцию и одновременно сетовали, что уже достигнутые договоренности не всегда соблюдаются. Дебют премьер-министра Армении подпортила закуска. Забыв, что он теперь публичный человек, Пашинян полез в рот, чтобы избавиться от застрявшей между зубами пищи.
ЕАЭС был создан в 2015 году, и к настоящему моменту насчитывает пять членов — Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Остальные государства относятся к объединению с интересом, но вступать в него не спешат, боясь потерять часть суверенитета. До того, как Игорь Додон выиграл президентские выборы в Молдове, положение о статусе наблюдателя даже не было прописано в уставных документах союза — не возникало такой необходимости. Но за год его разработали и 14 мая в Сочи подписали.
— Теперь мы готовы рассмотреть заявки и других заинтересованных стран, прежде всего наших соседей по СНГ, — заявил Владимир Путин.
Статус страны-наблюдателя позволяет ее представителю принимать участие в саммитах ЕАЭС. Но никого ни к чему не обязывает и не имеет политических последствий. Для Игоря Додона он важен прежде всего в свете предстоящих в Молдове выборов, на которых возглавляемая им партия социалистов рассчитывает собрать голоса пророссийски настроенных избирателей и упрочить свое представительство в парламенте. Пока в нем заправляют ориентированные на запад демократы, а Игорь Додон, не имеющий серьезных полномочий, вынужден кормить партнеров пустыми обещаниями.
Кроме статуса Молдовы, на заседании были подняты текущие вопросы деятельности ЕАЭС. На правах председателя Владимир Путин заявил, что Россия сделает приоритетом устранение остающихся ограничений и изъятий на пути свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. Их наличие позволяет экспертам говорить о ЕАЭС в лучшем случае как о таможенном союзе, хотя изначально цель была сделать что-то подобное ЕС и другим полноценным экономическим объединениям. Путин объявил о намерении сформировать Совет министров сельского хозяйства стран союза для разработки общей стратегии в агропромышленной сфере и продвижения продукции на зарубежные рынки. А также отдельный орган, который займется координацией политики ЕАЭС в транспортной сфере. Впрочем, сколько времени на это уйдет, одному Богу известно. В своем выступлении президент Беларуси Александр Лукашенко посетовал, что многие ранее достигнутые договоренности до сих пор не реализованы. И к эффективности рабочих органов союза есть большие вопросы.
— В торговлю регулярно вмешивается политика, — пожаловался батька, — Вместо того, чтобы свободно торговать, мы закрываемся друг от друга и более того — обмениваемся взаимными претензиями через СМИ, рискуя международным авторитетом ЕАЭС!
Александр Лукашенко выразил сожаление, что до сих пор «не готовы для обсуждения программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов».
— И не надо тут подозревать, что это только в интересах Беларуси! — запальчиво воскликнул он, — Мы договорились, что решим этот вопрос, значит, его надо решать!
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил сформировать рабочую группу по анализу всех мешающих полнокровной деятельности союза препятствий. А также — санкций. Хотя они введены только в отношении одной страны, но могут помешать всем. «Речь об углублении интеграции может идти только тогда, когда мы поймем, что уже сделано и что не сделано», — считает он. По мнению Назарбаева, новый импульс работе ЕАЭС могли бы придать крупные инфраструктурные проекты — в частности, по строительству высокоскоростной железной дороги «Евразия» и судоходного канала, связывающего Черное и Каспийское моря.
Дали слово и Николу Пашиняну, который, если все пойдет по плану, в следующем году должен сменить Владимира Путина на посту председателя союза.
Новый премьер Армении оказался более содержателен нежели его предшественник, который никогда не ударялся в критику. Он обратил внимание на то, что ЕАЭС создавался, чтобы облегчить жизнь бизнесу и повысить благосостояние граждан, а если они пока отдачи не чувствуют, то надо совершенствоваться. Иначе цифровые показатели перейдут в категорию пустой статистики. Пашинян заверил, что новые власти Армении настроены на конструктивный диалог с партнерами и будут выполнять международные обязательства, взятые прежним руководством страны. «Программа нашего правительства в концептуальном плане не будет предусматривать реверса на внешнеполитическом треке», — подчеркнул он.
Несмотря на дебют, Пашинян держался молодцом, и подвела его какая-то мелочь. А именно кусочек пищи, застрявший после перекуса между зубами. Забыв, что он находится на публичном мероприятии, да еще под прицелом десятков телекамер начинающий политик сначала попытался удалить мешающий предмет языком, а когда не вышло, полез в рот руками. Операторы сориентировались, но было поздно — компрометирующие кадры попали в прямой эфир.
Впрочем, коллеги по ЕАЭС ничего не заметили. А если и заметили, то не обратили внимания. Подумаешь — с кем не бывало. Человек всего неделю, как сменил футболку и кепку на костюм с галстуком. Посидит в кресле столько, сколько они — научится.