Новому правительству России отпущен максимум год
Дальше сдерживать социальный взрыв без экономической перестройки будет нереально
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Накануне инаугурации президента вся политическая жизнь в стране словно замерла в ожидании. Нет, не перемен, конечно, — истеблишмент не так наивен. Скорее ждали просто формальной фиксации итак понятных всем «старых песен о главном». Что ж, здравствуй, «старый новый год»! Где из реально нового — разве что многострадальный отечественный президентский лимузин.
А так — все тот же бесконечный «голубой огонек», под «елкой» все те же «подарочки»: премьер Медведев, первый вице-премьер Силуанов (он же так и останется курировать вопросы экономики и финансов), за социальную политику ответственной будет Голикова, экс-глава Минсельхоза Гордеев будет курировать вопросы сельского хозяйства, а за строительство будет отвечать непотопляемый Мутко. Из менее известных лиц появился разве что Максим Акимов, отвечающий за транспорт, связь и цифровую экономику. Но и он не первый год работает в аппарате правительства.
На манеже все те же, а Путин на инаугурации говорит о новом прорыве, признаки которого прописаны в новых майских указах. Дежавю? Оно самое. Стоит ли рассчитывать в таких условиях на то, что заветный прорыв случится? Едва ли. И это вовсе не вопрос оптимизма. Для прорыва остро необходим пересмотр внутренней политики: как социальной, так и экономической. Обычно смена вектора начинается со смены премьера. Но премьер прежний. Еще и состав правительства не претерпел особых изменений — это застой. Застой не просто в бюрократическом аппарате, а застой в экономике, в технологическом, научном, промышленном и социальном развитии страны. Впереди шесть лет такой стабильности, которая хуже эпохи перемен.
2018 год начался в целом неплохо, но «недолго музыка играла»… В январе 2018 го рост ВВП составил 1,4% в годовом исчислении, в марте — уже только 0,7%. В январе обрабатывающая промышленность выросла на 4,7% относительно января 2017 го, в марте ушла в минус на 0,2%, так же, как и объемы розничной торговли. Еще в первом квартале был зафиксирован рекордный темп падения спроса на продукцию промышленных предприятий (до этого подобный спад был зафиксирован в кризисном, 2009 году). А вот доходы населения на бумаге будут расти как минимум за счет повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Только это не естественный рост, а искусственная подпитка бюджетников из федерального центра до тех пор, пока есть возможность. Всё как всегда: кратковременный всплеск показателей, который быстро сходит на нет. Такое мы уже видели не раз за последние несколько лет.
Это никак не стартовая площадка для будущего прорыва, это болото с трясиной, в котором страна увязнет еще сильнее. На что расчет? На то, что этого бегемота из болота вытащат новые майские указы?
Высокие цели, к которым нужно стремиться, — это прекрасно. Намерения благие, но опыт реализации предыдущих майских указов от 2012 года показал, что без уточнения деталей любой, самый хороший указ может стараниями исполнителей превратиться в фарс.
Взять хотя бы указ о повышении зарплат: что только не было сделано для того, чтобы отчитаться о его выполнении без фактического повышения зарплат врачам или, например, ученым! Был введен новый показатель «средний доход от трудовой деятельности», отличающийся в меньшую сторону от средней зарплаты, людей формально переводили на неполные ставки при сохранении прежней зарплаты, срезали премии и прочие стимулирующие выплаты…
В общем, «повышение» зарплат в итоге нередко выливалось в снижение доходов. Главная проблема такого подхода в том, что цели не подкреплены средствами и инструментами для их достижения. Как в той сказке: хочу подснежников в феврале.
Так же и с нынешними майскими указами. Например, есть цель войти в пятерку крупнейших экономик мира. Но как и за счет чего? Это ведь не просто нужно показывать стабильный рост ВВП… Для вхождения в топ 5 экономик мира придется совершить невероятный скачок. На грани фантастики. Смотрите: по оценке МВФ, крупнейшей экономикой мира в 2017 году стали США с ВВП в 19 391 млрд долларов, на втором месте расположился Китай с 12 013 млрд долларов, на третьем месте Япония с 4872 млрд долларов, потом идет Германия с 3685 млрд долларов, и замыкает пятерку Великобритания с 2863 млрд долларов. Россия же занимает только 11 е место с ВВП в 1578 млрд долларов. То есть, чтобы ворваться в пятерку лидеров, как минимум нужно потеснить Великобританию.
Предположим, что все страны с 5 го по 10 е место создадут идеальные условия для России и остановят свое развитие (а попробуйте еще остановить Индию…), и даже при таком фантасмагорическом раскладе нам нужно будет увеличить свою экономику на 82% за 6 лет. Это ежегодный рост примерно 11%, причем начиная уже с этого года. Но в 2018 году все ждут роста примерно на 1,6%, а Минэкономразвития обещает в будущем рост на 3% — 3,2% в лучшем случае. Кто врет?
Другие указы и вовсе могут стать не драйвером экономики, а рассадником для самой распространенной чиновничьей «заразы» — упражнений в подгонке цифр статистики любой ценой. Так, задача показывать рост производительности труда на 5% в год может быть достигнута просто за счет сокращения рабочих мест. А увеличение затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом никак не гарантирует положительных результатов. Уж деньги-то потратить наши чиновники всегда рады, в этом сомнений нет.
Майские указы — это общие и довольно абстрактные цели. Без полноценной единой стратегии социально-экономического развития, без конкретных и согласованных друг с другом отраслевых программ это лишь повод для выдумывания новых способов формального исполнения поручений. Правительство не смогло сформулировать стратегию и программы за 3,5 года, так с чего ждать кардинальных перемен сейчас?
Министр экономического развития Максим Орешкин, кстати, недавно предложил и вовсе не считать стариков и детей при расчете ВВП на душу населения — так проще войти в число лидеров. Вот и наглядное подтверждение излюбленных методов.
Этого ли ожидало подавляющее большинство населения России, выражая безоговорочное доверие лидеру страны? Народ, конечно, затянет пояса потуже, вспомнит, как окучивать грядки на даче, чтобы собрать урожай побольше, и продолжит гордиться образом «великой державы». Желание быть причастным к чему-то великому у наших людей превалирует над желанием хорошо жить. Пока…
Рванет ли «бессмысленный и беспощадный»? Если весь этот междусобойчик не опомнится — безусловно, рванет. И не нужно полагать, что 6 лет не срок для столь преданных лояльных масс. «Удавка» Запада сыграет в этом не последнюю роль, но лишь благодаря капканам, расставленным нами самими на своей территории. Последней каплей станет не запрет на выезд за границу, не начало вооруженного конфликта с западными соседями, не блокировка Интернета, а банальная нехватка денег на продукты питания. И это, увы, не страшилка для нагнетания, а вполне вероятная картина с реальными предпосылками: в прошлом году был замечен бум потребительского кредитования (только за последние 12 месяцев объем кредитного портфеля вырос более чем на 16,5%), а вот стабильность доходов населения вызывает большие вопросы. Особенно в свете расширения антироссийских санкций. Они работают. Ситуация осложняется тем, что более 70% ВВП приходится на госсектор, подверженный попаданию под антироссийские санкции.
Стоит еще немного сжать тиски, и в стране начнется большая волна персональных банкротств рядовых граждан. А если Запад еще начнет отказываться от покупок российского сырья (такие тенденции уже есть), то появятся серьезные проблемы и с выполнением социальных обязательств у правительства. Здесь уже красивые отчеты не пройдут.
Социального взрыва избежать можно, лишь построив новую современную экономическую модель, которая реально стимулировала бы предпринимательство и промышленность в России, предусматривала бы сокращение доли государства в экономике и приватизацию неэффективных госпредприятий, защищала бы интеллектуальную собственность, была открыта для инноваций и передовых технологий.
Но пока каких-либо решительных шагов правительства нет: кабмину проще уповать на дорогую нефть. Однако если правительство не очнется ото сна (уже проспали все сроки подготовки программ и стратегий: где те документы, что были обещаны к маю 2017 года, где прогнозы Минэкономразвития, которые должны были быть готовы к апрелю?), если не перестанет вести работу за закрытыми дверями, отгородившись от экспертных мнений, публичного обсуждения и рассмотрения уже готовых концепций и конкретных предложений, то у чиновников есть все шансы увидеть под окнами своих кабинетов разозленных людей.
Срок — год максимум. На это время хватит и запаса патриотизма населения даже под действием новых санкций, и ликвидных запасов, да и на изменение логистических цепочек в поставках сырья требуется время. А дальше всё. Лавочка закроется. И если раньше можно было рассчитывать на побег от народного гнева в другие страны, на лондонскую недвижимость и прочие забугорные подстраховки, то теперь нигде наших сонных чиновников не ждут с распростертыми объятиями. Вариантов развития событий становится всё меньше и меньше. Все теперь в одной лодке.
Что ж, господа премьеры и министры, время ставить будильник. Вы хоть и «второгодники», но прогуливать больше нельзя. На носу итоговая контрольная.
Читайте материалы: Новый срок Путина начался с разочарования по имени Медведев
Дума утвердила премьером Медведева, не ответившего на важнейшие вопросы