Ни слова по-русски: в Латвии закрывают школы нацменьшинств
Политики связывают отказ от русского языка с предстоящими выборами
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Латвии вновь заговорили о закрытии русскоязычных школ. В январе парламент страны одобрил поправки в законодательство об образовании, направленные на то, чтобы перевести все русские школы в стране на латышский язык. Педагоги настаивают, что качество образования нацменьшинств значительно упадет, активисты русской общины готовят правительству новый митинг, а сами жители страны признаются, что ностальгируют по СССР. «МК» разбирался как получилось, что Латвия, позиционирующая себя полноправной частью западной системы, оказалась заповедником нетерпимости и национальной ограниченности и к чему это приведет.
По данным переписи на 2016 год, в Латвии проживает около 2 млн человек, среди них почти 26% населения составили русские — крупнейшие национальное меньшинство страны. При этом в некоторых крупных латвийских городах, в том числе в Риге и Даугавпилс, латышей проживает меньше, чем представителей других национальностей вместе взятых — русских, украинцев, белорусов, поляков и др. Стоит отметить, что большая часть населения разговаривает на русском языке, им владеет 69% граждан.
Впервые об отказе от русского языка власти Латвии заговорили в 2004 году. Так называемая «школьная реформа» предполагала увеличение числа дисциплин, преподающихся на латышском языке в старших классах, до 100%. Тогда обоснованием реформы стала необходимость обеспечить равные возможности для выпускников латышских школ и школ нацменьшинств. Против инициативы высказался Конституционный суд страны, а позже ее раскритиковали и в ООН. В Латвии уступили и согласились, чтобы только 60 процентов образования велось на латышском. Однако спустя 14 лет Рига вновь решила воплотить задумку.
В начале октября прошлого года латвийское правительство одобрило доклад министерства образования о переводе русских школ на латышский язык. Сейчас, обучение в русской школе — добровольный выбор детей и их родителей. Однако с 2020 года все общеобразовательные предметы в средних школах Латвии планируется преподавать только на латышском языке, а в школах нацменьшинств будет сохранена возможность изучать на родном языке сам язык, литературу и историю, но потом и эти предметы переведут на государственный язык.
Власти страны объясняют образовательную реформу заботой о самих учениках, чтобы дети лучше владели латышским, а нация была более сплоченной. «Язык — это элемент, объединяющий нацию, и только сплоченная нация может успешно развиваться», — заявил министр образования и науки Латвии Карлис Шадурскис. Он также выразил надежду, что депутаты примут закон уже во время весенней сессии. «Здесь Латвия, и латышский язык был, есть и будет единственным государственным», — более прозрачно по этому поводу выразился депутат Хосам Абу Мери.
По словам эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ) Дениса Мальцева, целью дерусификации образования в Латвии является ущемление этнического меньшинства. По его мнению, обучающимся не на родном языке детям будут сложнее поступить в вузы и получить работу, поскольку им не дали возможность как следует усвоить школьную программу, а это более чем треть населения страны. Мальцев считает, что латвийские власти будут продолжать процедуру дерусификации образования «в рамках текущего конфликта западных стран с Россией и нагнетания антироссийской истерии, которую мы часто наблюдаем в самых разных проявлениях».
Такого же мнения придерживается замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. В беседе с «МК» он напомнил о категории «неграждан», которая существует в Латвии. Это лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР. «Российское население проводит митинги и возмущается, но так как ЕС смотрит на это сквозь пальцы, то и власти Латвии не обращают на это внимание», — считает Жарихин. Он предположил, что теперь русские дети перейдут на обучение в частные школы.
Однако в Латвии нашлись и те, кто смотрит на нововведение оптимистично. «Передав большинством голосов на рассмотрение комиссии законопроект о постепенном переводе общеобразовательных учебных заведений на обучение только на латышском языке начиная с 1 сентября 2019 года, Сейм подписал приговор власти латышей в Латвии. Карлис Улманис может уже начинать переворачиваться в гробу», — пишет журналист издания «Спутник. Латвия» Денис Ермолаев. По его мнению, перевод билингвальных школ на государственный язык обучения попросту закончится русификацией латышских школ в городах. «Давно подмечено, что если в детском латышском садике появляется хотя бы один русский ребенок, то все дети начинают говорить по-русски. Дело тут в особенностях национального менталитета, которые никто не отменял», — констатировал Ермолаев.
Для чего на самом деле нужна инициатива латвийского правительства и к чему это может привести «МК» рассказали эксперты.
Мирослав Митрофанов, сопредседатель правления партии «Российский союз Латвии»
— Отношение к русским в Латвии всегда было подозрительным, презрительным и дискриминационным, но даже и в этих проявлениях периодически случаются особенные кризисы. Сейчас один из них. Во-первых, он связан со столетием независимости Латвии. Во-вторых, с грядущими выборами и крайне низкой поддержкой населения правящей партии. Видимо, власти решили, что традиционных праздничных мероприятий недостаточно и придумали еще и такой шаг. Это должно подкупить национально озабоченных избирателей и показать, что они являются хозяевами и должны продолжать голосовать за правые националистические партии. Естественно, многих русских, проживающих в стране, это не устраивает, и они организуют акции протеста. Следующий большой митинг намечен на 24 февраля. По данным опроса, инициативу власти поддерживают 52% жителей страны — это примерно половина этнических латышей и небольшая часть русских. Главная проблема в том, что власть не собирается идти на диалог и учитывать интересы второй половины.
Яков Плинер, основатель рижской общеобразовательной школы «Эврика»
— Я как доктор педагогики считаю, что лучше всего дети обучаются и развиваются на родном языке, на языке семьи. Никаких научных оснований в принятой ранее билингвальной системе нет, а 60 на 40 % — это процентное содержание спирта в водке. А в обучении, как вы понимаете, это ничего хорошего дать не может. Нередко получается, что недостаточно владеющий, к сожалению, латышским языком преподаватель физики объясняет физику, а недостаточно понимающие дети воспринимают этот предмет. И получается, что нет ни замечательных знаний по физике, ни по латышскому языку. У детей ухудшаются знание и здоровье, а родители тратят последние деньги на репетиторов по латышскому. У русских детей уже сейчас меньше шансов попасть на бюджетные места в вузы и устроиться на работу, а у наших внуков и правнуков перспектива получить достойное образование будет еще меньше. В стране огромный процент безработицы, мизерные пенсии, отстает промышленность и сельское хозяйство. И когда нечем похвастаться, власти зарабатывают очки избирателей на подобных националистических законопроектах.