На саммите с участием Медведева случился криптовалютный раскол
Белоруссия легализовала биткоин, Киргизия вводит его в госзакупки, Россия против
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Дмитрий Медведев предостерег своих коллег по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) от чрезмерного увлечения криптовалютами. По его мнению, поскольку судьба виртуальных денег пока не известна, не стоит их использовать в национальной экономике. Но, похоже, премьер опоздал. Белоруссия уже стала первой в мире страной, легализовавшей криптовалюты на государственном уровне, а Киргизия собирается внедрять биткоины в систему госзакупок.
Если Владимир Путин только недавно подхватил «цифровую» болезнь, то положение Дмитрия Медведева гораздо серьезнее. Премьер давно интересуется современными технологиями, регулярно пополняет коллекцию гаджетов и, в отличие от президента, не имеющего даже собственного смартфона, прекрасно знает, как пользоваться электронными сервисами. Если десять лет назад с именем Медведева связывали такие понятия, как «модернизация» и «инновации», то сейчас он явно не против стать главным двигателем цифровизации в РФ. За последний год ДАМ принял участие в нескольких внутренних мероприятиях соответствующей тематики, а 2 февраля презентовал свои идеи на международной площадке, посетив форум «Цифровая повестка в эпоху глобализации» в Алма-Ате.
Вместе с Медведевым подискутировать об электронном правительстве, блокчейне и криптовалютах собрались премьеры стран, входящих в Евразийский экономический союз. И тут неожиданно выяснилось, что в области цифровизации и регулирования этой сферы наша страна далеко не впереди планеты всей — даже в масштабах СНГ.
По словам модератора форума, первое место в области электронного госуправления на постсоветском пространстве принадлежит Казахстану, который раньше всех создал единый портал гослуслуг. А самым передовым законодательством по криптовалютам и блокчейну с конца прошлого года обладает Белоруссия. Последний «диктатор Европы», как до недавнего времени принято было назвать Александра Лукашенко, вдруг оказался «цифровым либералом» и не только официально разрешил любые операции с криптовалютами, но и освободил их от налогообложения.
«Белоруссия узаконила смарт-контракты и стала первой в мире страной со всеобъемлющим правовым регулированием криптовалютных операций», — с плохо скрываемым восхищением заявил модератор и с интересом посмотрел в сторону белорусского премьера Кобякова: мол, как это вас угораздило?
Кобяков рассказал, что Минск не хочет проиграть конкурентам: «Кто первым оседлает новинки, тот и окажется в выигрыше». Кто знает, выстоят ли банки в новой битве века? И если проиграют, что будет с теми странами, которые вовремя не подумают об альтернативе? Вместе с тем, Кобяков оговорился, что к внутреннему обороту криптовалюты пока допущены не будут. Регулирование на данный момент затронет только резидентов Парка высоких технологий — местного аналога Силиконовой долины. «Но если там что-то получится, мы будем реализовывать эти решения на своем рынке», — добавил он.
Еще более решительно в новой для себя сфере готова действовать Киргизия. Хотя прежняя администрация запрещала хождение виртуальных валют, а местный вариант электронного правительства — «система тюндук» — появилась только в прошлом году, Бишкек не намерен брать время на раскачку. «Мы изменяем подход к жизнедеятельности страны и хотим применить криптовалюты в наших госзакупках. Это позволит снизить уровень коррупции и оптимизировать государственные расходы», — заявил премьер-министр Сапар Исаков.
Чрезмерный оптимизм коллег не понравился Дмитрию Медведеву, который еще несколько лет назад публично отказался быть либералом, подчеркнув, что на самом деле всегда находился в стане консерваторов. Этот консерватизм, как выяснилось на форуме, распространяется и на криптовалюты. Премьер сказал, что торопиться с их внедрением, особенно в системы госзакупок, не стоит. Никто сейчас не может спрогнозировать будущее цифровых денег — станут они универсальным платежным средством или лопнут, как очередной пузырь?
По мнению Медведева, для стран ЕАЭС национальная политика в области регулирования криптовалютных операций и деятельности, связанной с блокчейн-технологиями тем более опасна, поскольку их экономики тесно связаны друг с другом. «Мы не должны замыкаться в рамках национальных моделей. Невозможно будет внедрить эти принципы внутри одной страны. Нужно синхронизировать наши усилия и выработать единые подходы», — подчеркнул ДАМ.
Он предложил в рамках формирования общего цифрового пространства Евразийского союза создать три платформы — «Дата икс» для юридических лиц, «Ай Ди» для граждан и «Гео», которая позволит упростить контроль за передвижением товаров. По словам Медведева, если инициатива будет поддержана, Россия готова предоставить свои компетенции «практически на безвозмездной основе».
Иностранные консультанты в свою очередь рекомендовали премьерам постсоветских республик эффективно использовать имеющиеся у них природные ресурсы. «Центры данных нужно строить поближе к воде, так как они требуют много энергии и выделяют много тепла», — поучал технический офицер Dell EMC Найджел Моултен. Уже сейчас, по мнению экспертов, необходимо готовиться к переходу на 5G, и активно развивать инфраструктуру, чтобы новые решения сразу становились доступны для пользователей. «Все это очень дорогие технологии! Копите деньги!» — посоветовал Дмитрий Медведев коллегам. А на уточняющий вопрос казахского премьера: «В какой валюте?» ответил, что в любой: даже биткоины могут сгодиться.
Читайте материал: Медведев попал в землетрясение в Алма-Ате и обвинил нечистые силы