На саммите ЕС премьер-министр Мэй убедит коллег бояться Путина
Европейские послы вряд ли покинут Россию
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
На четверг, 22 марта, в Брюсселе намечено открытие саммита Евросоюза, который продлится два дня. Встречи планируются в разных форматах: в полном составе 28 стран и в кругу 19 лидеров еврозоны. Пройдет также ряд мероприятий без участия Великобритании, которая находится в процессе Брексита. Однако, премьер-министр Соединенного Королевства Тереза Мэй намерена использовать все возможности, чтобы убедить партнеров по ЕС последовать примеру Лондона и выслать российских дипломатов в связи с отравлением Скрипаля.
Тереза Мэй собирается поделиться с европейскими коллегами секретными сведениями о расследовании покушения на российского шпиона. Эти данные якобы могут доказать причастность России к отравлению Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Любопытно, что российской стороне Лондон отказывается предоставлять какую-либо информацию по ходу следствия.
Издание Bloomberg пишет, что тем самым Мэй намерена убедить коллег выслать из своих стран российских дипломатов – «путинских шпионов», как называет их издание. Оно также отмечает, что помимо достижения конкретного результата, для британского премьера важно доказать, что Лондон может положиться на своих европейских союзников, несмотря на выход страны из состава ЕС.
«Мэй вряд ли удастся достигнуть желаемого в силу того, что, во-первых, после Брексита Великобритания в рамках ЕС уже обладает не таким сильным влиянием и ее инициативы не могут восприниматься так значимо как раньше, – комментирует «МК» кандидат политических наук, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр ТЭВДОЙ-БУРМУЛИ. – Во-вторых, уже сформирована единая позиция с некоторыми странами по этому вопросу. Мы знаем, что было осуждение, вне европейского гуманитарного контекста, в адрес России в связи с делом Скрипаля.
И в-третьих, надо понимать, что во внешней политике Европейского союза решения принимаются консенсусом. Внести в нее существенные изменения можно только единогласным решением и сделать это на данной встрече одномоментно вряд ли удастся. Тем более что некоторые страны союза, например, Венгрия, возможно, Словакия (хотя с меньшей вероятностью) или Греция эти идеи не поддержат. Поэтому гораздо более вероятно, что Великобритания будет реализовывать свои намерения в этой области не в формате ЕС, а через двусторонние отношения. Тем более известно, что Франция, Польша и Германия уже выразили осуждение».
Тем не менее председатель Евросовета Дональд Туск уже выразил уверенность в том, что европейские лидеры будут солидарны с Великобританией. Он также добавил: «Я также предлагаю, чтобы мы приняли практические заключения о том, что это значит для ЕС. Для меня очевидно, что мы должны повысить нашу готовность перед будущими атаками, включая сотрудничество с НАТО».
На саммите планируется обсудить не только «российский вопрос», но и другую важную тему. На днях Соединенные Штаты собираются ввести штрафные пошлины на ввоз стали и алюминия в страну. И в этом отношении лидерам ЕС предстоит решить, примут ли они асимметричные меры. Но пока в Брюсселе еще надеются на то, что Вашингтон сделает исключение для европейских производителей. США являются крупным потребителем стали и алюминия, поставщиками такого сырья выступают Россия, Бразилия и Китай. В случае если этим странам ограничат доступ на американский рынок, они, наверняка, попытаются больше продавать в ЕС, чего и опасаются европейские производители.