На пути повышения пенсионного возраста встала расчетливая Голикова
«Федеральный бюджет ничего не выиграет, а возможно — даже проиграет»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Первое заседание нового правительства мало чем отличалось от десятков мероприятий, прошедших в стенах Белого дома за предыдущие 6 лет. Разве что женщин за столом стало на одну больше, и оделась Татьяна Голикова в противовес Ольге Голодец в праздничный белый. «Новички» еще не обзавелись привычкой «старожилов» во время выступления Дмитрия Медведева изучать документы (или читать телеграм-каналы), но и свежей струи в устаканившийся сценарий совещаний тоже не внесли. «Стеснительные пока», — предположил премьер.
Вообще-то стандартный день общеминистерской встречи — четверг. Не изменится он и с началом нового срока, как собственно, и весь график работы правительства: накануне Дмитрий Медведев обмолвился, что от устоявшихся форматов нет смысла отказываться.
Нынешнее заседание перенесли на вторник из-за Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ): большинство министров 23 мая отправятся туда вместе с Владимиром Путиным. Бизнес с нетерпением ждет шанса познакомиться с новичками и послушать их первые публичные выступления — с непривычки они могут быть более откровенны, нежели старожилы.
Впрочем, уже вчера до Белого дома добрались не все. Отсутствовали пятеро министров: Сергей Шойгу находится с визитом в Узбекистане, Александр Новак и Денис Мантуров принимают участие в переговорах президентов Болгарии и России, а Максим Орешкин, по всей видимости, не успел вовремя вернуться из Сочи, где днем ранее гостили индусы во главе с Нарендрой Моди. Не известна причина отсутствия только министра культуры Владимира Мединского, но и она скорее всего была уважительной. По крайней мере, Дмитрий Медведев никакого неудовольствия вслух не высказал и вообще был на сплошном позитиве, стараясь словом и жестом поддержать начинающих.
«Работы будет много — непростой, но важной и интересной, — обнадежил ДАМ участников заседания, — Тем, кто только приступает, желаю как можно быстрее включиться в процесс».
По словам премьера, главная задача правительства на новом этапе — обеспечить выполнение задач, поставленных президентом в день инаугурации (сам майский указ носит рамочный характер). Министерствам и ведомствам, сказал ДАМ, необходимо разбить «этот путь» длиною в 6 лет по этапам и для каждого определить целевые показатели и источники финансирования.
Финальные варианты нацпроектов и комплексного плана по инфраструктуре должны быть утверждены до 15 августа, чтобы к 1 сентября на их основе можно было подготовить главные документы правительства — основные направления деятельности и прогноз социально-экономического развития до 2024 года.
Накануне Дмитрий Медведев предупредил своих заместителей, что, как правило, с первого раза все согласовать не получается — между ведомствами возникают разногласия. «Вице-премьерам надо будет добиться единой позиции, чтобы в конечном счете мы получили рабочий документ», — подчеркнул он. Как именно будут поделены направления, пока известно только в общих чертах.
Очевидно, что за демографию (напомним, что Путин поручил добиться увеличения не только продолжительности жизни, но и ее активной здоровой фазы) ответят Минздрав, Минтруд и Минспорт, за жилье и создание комфортной городской среды — Минстрой и Минэкономразвития, за экологию — соответствующее министерство и опять-таки Минстрой.
Все направления ДАМ пообещал расписать в ближайшую неделю, а также уточнить полномочия самих вице-премьеров. Хотя в целом круг обязанностей каждого из 10 замов уже известен, остались нюансы: в частности, повисли в воздухе полномочия Александра Холопонина, который в прежнем кабмине курировал межнациональные отношения, алкогольный рынок и природопользование. Экология, по всей видимости, достанется Алексею Гордееву, поскольку именно он представлял коллективу Минприроды их нового начальника Дмитрия Кобылкина.
Также не ясно, под чье кураторство в итоге перешли молодежная политика — Голодец или Голиковой, и многочисленные мелкие функции некогда всесильного вице-премьера Аркадия Дворковича. Кстати, он, как смог убедиться корреспондент «МК», по-прежнему бывает в Белом доме. Только вместо костюма и галстука на Дворковиче теперь обычная олимпийка с символикой ЧМ 2018, и входит он не с «министерского подъезда», а через КПП для приглашенных.
Что касается разногласий, о которых предупредил ДАМ, то они могут возникнуть уже при обсуждении анонсированной премьером реформы пенсионной системы, решения по которой ожидаются до окончания весенней сессии работы Госдумы.
Хотя среди политологов и экспертов бытует мнение, что Татьяну Голикову призвали на соцферу для жестких шагов, в вопросах пенсионного возраста она придерживается того же мнения, что и ее предшественница, а именно: повышение ничего не даст. Но если Ольга Голодец в схватке с Минфином могла полагаться разве что на эмоции, то у экс-главы Счетной палаты, утверждают источники, уже готов четкий математический расчет, доказывающий, что бюджетные трансферты Пенсионному фонду при увеличении пенсионного возраста не уменьшатся, и федеральный бюджет ничего не выиграет. А возможно — даже проиграет.
Впрочем, первое заседание кабмина обошлось без выяснения отношений — тем более, что для затравки на него вынесли вопрос, в котором ничего уже изменить нельзя — о выполнении бюджета за 2017 год.
Медведев, а вслед за ним и его первый зам Антон Силуанов, который впервые публично выступал в новом статусе, заверили, что для бюджетной системы все складывалось удачно — дополнительные доходы за счет роста цены на нефть составили 1,8 трлн руб. Кроме того, 829 млрд руб поступили в оскудевший за годы кризиса Фонд национального благосостояния.
Быстро наращивать расходы кабмин, тем не менее, не планирует: всего 62 млрд руб будут направлены на поддержку промышленности, жилищного строительства, модернизацию транспортной системы и развитие здравоохранения. Зато по итогам 2018 года ожидается профицит 0,5 трлн руб (вот что нефть животворящая делает!) — последний раз добиться превышения доходов над расходами Минфину удавалось аж 7 лет назад.
— Кто-нибудь хочет высказаться? — любезно предложил Медведев, когда Антон Силуанов закончил свой победоносный доклад. Но министры безмолвствовали.
— Стеснительные все пока. Может, старослужащие что-нибудь могут сказать?, — продолжал настаивать премьер.
Впрочем, делал он это по большей части для проформы. Правительство давно перестало быть местом для дискуссий, по крайней мере публичных. Подавляющее большинство заседаний ограничиваются вступительным словом самого премьера, и даже доклады министров проходят в закрытом для прессы режиме.
Однако все может измениться в связи с возвращением Алексея Кудрина — по закону глава Счетной палаты (кстати, по статусу он приравнен к первому вице-премьеру) имеет право присутствовать на всех совещаниях кабмина. И если Алексей Леонидович им воспользуется по назначению, в Белом доме снова может быть интересно и временами даже жарко… Хотя шансы, прямо скажем, невелики.