Мордашов воззвал к Медведеву о помощи после санкций США
Премьер рассказал, кто может рассчитывать на господдержку
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
В Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев наконец признал, что дела в российской экономике складываются отнюдь не так оптимистично, как он накануне рассказывал в Госдуме. Американские санкции, по словам премьера, привели к «эмоциональной реакции» финансового рынка и поставили под удар стратегические и системообразующие предприятия, от которых зависят десятки тысяч человек.
В Питере Медведев посетил завод по производству турбин, входящий в энергомашиностроительный холдинг бизнесмена Алексея Мордашова.
Сам предприниматель, занимающий вторую строчку в рейтинге Форбс, в минувшую пятницу не обнаружил своей фамилии в «черном списке» США, но особого облегчения не испытал. Во-первых, как говорится, еще не вечер. А во-вторых, его компания находится под санкциями с января текущего года из-за скандала вокруг поставок газовых турбин «Сименс» в Крым.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США запретило американцам иметь с компанией любые финансовые отношения, и сейчас холдинг, по словам Мордашова, в полной мере испытывает на себе последствия этого несправедливого и нелогичного решения. Иностранные заказчики смотрят косо, требуют гарантий, а коммерческие банки их не дают, поскольку компания стала «токсичной» и иметь с ней дело рискованно. Между тем на производстве турбин и другого оборудования для энергетики заняты в общей сложности 15 тыс человек.
«Мы просим помочь нам и ввести специальные преференции на российском рынке», — обратился к Медведеву предприниматель, подчеркнув, что другие фигуранты санкционного списка имеют похожие трудности и вряд ли справятся с ними сами. В качестве примера он назвал Уральский турбинный завод, принадлежащий Виктору Вексельбергу.
На какую именно помощь претендуют пострадавшие компании, в принципе уже известно. Это деньги бюджета и госбанков, налоговые льготы, доступ к закупкам госкомпаний и специальным инвестиционным контрактам, а также всевозможные исключения из общих правил.
Мордашов подчеркнул, что российские предприниматели, конечно же, являются сторонниками рыночных отношений. Но на практике следовать им сегодня очень сложно, поскольку равные правила игры нарушаются самими основателями рыночной экономики. «Мы стали неконкурентноспособны не по своей вине, и, чтобы выжить и развиваться, нам нужна поддержка государства!» — как заклинание повторял он.
Примечательно, что еще месяц назад на съезде РСПП российские бизнесмены отказывались публично говорить о своих проблемах и уж тем более просить о помощи, чтобы не быть заподозренными в особых связях с Кремлем. Но ситуация, по всей видимости, действительно, вышла из-под контроля.
Дмитрий Медведев обнадежил, что меры по поддержке отечественного бизнеса уже готовятся. «Принимаемые решения будут направлены не на компенсацию потерь владельцев компаний, хотя это тоже нужно иметь в виду, а прежде всего на сохранении производств и рабочих мест», — подчеркнул премьер.
Он признал, что очередной пакет американских санкций поставил под удар стратегические и системообразующие предприятия, а также моногорода и бюджеты региональных центров. «Хотя экономические санкции являются прежде всего инструментом политического давления, они бьют в конечном счете по обычным людям», — констатировал премьер. Отметим, что накануне, выступая в Госдуме, Медведев утверждал, что до сих пор санкции не наносили существенного ущерба, более того — их даже удалось обратить на пользу российской экономике.
По словам ДАМа, на помощь государства смогут рассчитывать металлурги, энергетики, оборонщики и «некоторые другие» компании. «Поручения о проработке такого рода поддержки мною даны», — напомнил он.
Медведев также впервые прокомментировал события на финансовых рынках. Они, по его мнению, эмоционально отреагировали на санкции, и, хотя сейчас ситуация в целом «вполне контролируемая», она требует пристального внимания со стороны правительства. «Тем более, что неопределенности добавляют всякие дурацкие милитаристские заявления, которые звучат из натовских стран», — посетовал премьер.
Глава Минфина Антон Силуанов накануне сообщил, что для стабильной работы предприятий государство готово предоставить им краткосрочную ликвидность через банк, специализирующийся на гособоронзаказе. Он не работает на внешних рынках, поэтому проблемы, которые могли бы возникнуть у других кредитных учреждений, ему не страшны. Когда правительство огласит полный пакет мер по поддержке пострадавших компаний и бизнесменов, пока не известно.
Читайте материал «Курс рубля начал расти благодаря американцам»