Моченое «Яблоко»: партия завязла в кризисе
Сергей Митрохин судится с федеральным бюро
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Когда в московском отделении «Яблока» образовался раскол, а за власть стали бороться два лагеря, внутрипартийные разборки вызывали скорее положительные эмоции: хоть где-то царит настоящая демократия, а результаты выборов не известны заранее. Когда яблочные праймериз на должность кандидата в мэры Москвы превратились в балаган, надежда на то, что борьба однопартийцев войдет в адекватное русло, все же оставалась. Но когда заслуженный яблочник Сергей Митрохин подал в суд на собственную партию, стало очевидно, что в «Яблоке» случился настоящий кризис, а не просто «рабочий момент».
Дело в том, что «Яблоко» никак не может определиться с кандидатом на пост мэра Москвы. Если сторонники партии реагируют на происходящее вежливым недоумением, то противники уже вовсю издеваются. Дескать, о каком приходе к власти может идти речь, если внутри себя партия не может разобраться.
Напомню, яблочные праймериз выиграл глава Тверского района Яков Якубович. Но тут же отказался от победы в пользу Сергея Митрохина. Казалось бы, пусть тогда на выборы идет Митрохин. Но не все так просто. Во-первых, председателя не поддерживает как минимум половина московского отделения, во-вторых, он довольно резко высказывался о праймериз, пока их проигрывал, и это вывело из себя партийное руководство.
В итоге на конференции реготделения Митрохина кандидатом все же выдвинули, а потом федеральное руководство «Яблока» отменило решение московских коллег, сочтя его нелегитимным. Митрохин, в свою очередь, утверждает, что бюро партии нарушило устав.
«Напомню, что яблочные федералы отказали мне в выдвижении, несмотря на то что конференция московского отделения дважды выдвинула меня в кандидаты. Вчера они заявили, что считают возмутительной такую самостоятельность», — заявил он. Митрохин отметил, что федеральное руководство настаивает на кандидатуре главы Гагаринского района Елены Русаковой, которую московское отделение не поддерживает.
«Вчера они снова дали понять, что их главная цель — не выдвинуть наиболее эффективного кандидата, а навязать нам свой диктат, обеспечить нашу покладистость и покорность. Это беспрецедентное давление было подкреплено оскорблениями и угрозами «разобраться» с нами за «своеволие» по полной программе», — сказал Митрохин. Он отметил, что пойдет до конца и останется кандидатом в мэры от «Яблока».
В исковом заявлении в суд Митрохин сослался на закон, который обязывает политические партии исполнять собственный устав. По его мнению, решение об отмене его выдвижения было принято «с грубейшими нарушениями», а федеральное бюро «дискредитирует партию» и «наносит ей политический ущерб как демократической либеральной партии европейского типа».
Федеральное руководство, в свою очередь, утверждает, что партию дискредитируют действия Митрохина, особенно подача заявления в суд.
Даже в таком кратком изложении история бестолковых попыток «Яблока» поучаствовать в мэрских выборах утомляет, а это я еще опустила множество деталей. Например, то, что за разборками стоит в прошлом успешный игрок в покер, а ныне политтехнолог Максим Кац. Впрочем, руку он приложил лишь к зарождению скандала, а теперь может довольно наблюдать, как его конкурент Митрохин топит сам себя. Вряд ли в «Яблоке» ему теперь удастся продолжить политическую карьеру, несмотря на все прошлые заслуги. И все из-за навязчивого желания поучаствовать в заведомо проигранных выборах.
Проблема, которая так наглядно поразила «Яблоко», к сожалению, касается всей несистемной оппозиции. Известно, что в других больше всего раздражают те недостатки, к которым имеешь склонность сам. Наши оппозиционеры во весь голос ругают авторитарную российскую власть. Конечно, есть за что, но главное, что стоило бы сделать для изменения ситуации, — искоренить эти качества в самих себе, не держаться за должности любой ценой, уважать институт выборов, обеспечивать сменяемость власти и всеми силами избегать культа личности, даже если эта личность — ты сам.