Меркель заявила, что не отдаст свой пост: кто «перехватывает инициативу»
Новое немецкое правительство все еще в подвешенном состоянии
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в интервью вещателю ZDF, что не собирается никому отдавать свой пост до 2021 года. Таким образом, она ответила на слухи о том, что из-за неоднозначной судьбы нового правительства кресло под ней зашаталось. Ведь несмотря на достижение «прорыва» на переговорах ее партии с социал-демократами, договор о правящей коалиции еще предстоит одобрить на съезде рядовых членов СДПГ. И учитывая внутренние противоречия в партии и уход с поста ее лидера Мартина Шульца, исход голосования сложно предсказать. Спустя больше четырех месяцев после парламентских выборов Германия все еще остается на пороге длительного периода неопределенности.
«Я выставляла свою кандидатуру на четырехлетний срок, — подчеркнула Меркель в интервью. — Я обещала людям эти четыре года, а я из тех людей, которые держат обещания». Как бы то ни было, она признала, что для этого ей уже пришлось пойти на серьезные уступки социал-демократам, которые поначалу отказывались даже разговаривать с ней о коалиции. В начале февраля было сообщено, что блок ХДС/ХСС и СДПГ достигли «прорывного» соглашения. Согласно ему, социал-демократам должны были отойти посты министра иностранных дел, труда и финансов. И если первые два министерских портфеля и без того традиционно были закреплены за социал-демократами в «большой коалиции», то министерство финансов — это болезненная уступка со стороны Меркель.
«Я понимаю, что это разочарование. Да, уступить Министерство финансов было болезненно, — прокомментировала канцлер этот вопрос, — но в то же время это приемлемо, с моей точки зрения». Между тем Олаф Шольц, которому прочат должность министра финансов, уже заявил, что немецкая экономическая политика должна быть пересмотрена, и Берлину больше не следует диктовать свою волю странам Евросоюза.
Как писали немецкие СМИ, пост министра иностранных дел в новом правительстве хотел занять лидер СДПГ Мартин Шульц. Но текущий глава МИД Зигмар Габриэль не то чтобы горел желанием расстаться со своей должностью. Это породило конфликт в рядах социал-демократов, в результате которого Шульцу пришлось заявить о сложении с себя полномочий и отказе от министерского портфеля. 2 марта он передаст пост председателя партии главе фракции СДПГ в парламенте Андреа Налес. Тем не менее Меркель все еще готова предоставить Шульцу место в правительстве, как она подчеркнула в разговоре с журналистами. Пока не ясно, будет ли это должность главы МИД или другого ведомства.
Между тем судьба коалиционного договора все еще под вопросом. Хотя его детали уже были согласованы лидерами двух партий, его предстоит одобрить на съезде социал-демократов, многие из которых настроены весьма скептически по отношению к новой «большой коалиции». А пока этого не произошло, Меркель остается только «техническим» канцлером.
«Меркель, скорее всего, действительно останется на следующий срок. Она — сильная фигура, и для нее в данной ситуации не существует серьезных альтернатив, — высказала свою точку зрения в разговоре с «МК» старший научный сотрудник Центра германских исследований института Европы РАН Екатерина Тимошенкова. — Что же касается судьбы коалиционного договора, то я бы не назвала достигнутые соглашения «прорывными», как это пытаются представить партии. Их вынужденный союз — это скорее исключение, а не правило. Есть неприятие этого соглашения и в той, и в другой партии. Но шансов на новую «большую коалицию» из СДПГ и ХДС/ХСС все-таки больше, чем на провал переговоров, несмотря на некоторую нервозность и непредсказуемость, царящую в рядах социал-демократов. Обе партии прекрасно понимают, что чем больше они отвлекаются на внутренние проблемы, тем меньше они занимаются международными делами, и инициативу в ЕС перехватывают другие страны. В частности Франция под руководством Эммануэля Макрона. Кроме того, скорейшего формирования правительства ждет от них и немецкий бизнес».