Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во вторник в Москве обсудит со спецпосланником генерального секретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой промежуточные результаты проходящих в Женеве переговоров по урегулированию в Сирии. Эмиссар ООН на встрече намерен поднять вопрос о дополнительных усилиях международного сообщества по разрешению конфликта, в том числе, как ожидается, речь пойдет о возможных мерах по поддержанию режима прекращения боевых действий. Встреча в Москве может сыграть весьма важную роль в стимулировании процесса сирийского урегулирования, где в последнее время наблюдаются тревожные тенденции. Ведь Россия, наряду с США, является сопредседателем Международной группы поддержки Сирии (МГПС), российские военные военные вместе с американскими коллегами и представителями других стран входят в созданные МГПС целевые группы по контролю за прекращением боевых действий и гуманитарным вопросам. Москва поддерживает регулярные контакты как с сирийскими властями, так и с представителями различных оппозиционных групп. Возможности России по поддержке процесса сирийского урегулирования велики, однако и задачи перед участниками переговоров стоят непростые. Пат в Женеве Очередной раунд межсирийских переговоров завершился 27 апреля. Его итоги не слишком обнадеживали. В середине раунда оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) принял решение о приостановке участия в дискуссиях и к 22 апреля его представители практически в полном составе покинули Швейцарию, оставив нескольких технических экспертов для консультаций с де Мистурой. Делегации правительства Сирии и оппозиционных делегаций «группы Москва — Каир» и «группы Хмеймим» продолжали работу, а непрямой формат переговоров подразумевает, что всем участникам не обязательно присутствовать в одно время в одном месте, так что оснований говорить о срыве раунда нет. Это подчеркивал и сам де Мистура. Однако резолюция 2254 СБ ООН, определяющая основные параметры урегулирования в Сирии, предусматривает максимальную инклюзивность на переговорах. Кроме того, ВКП пользуется поддержкой ряда западных и ближневосточных стран (в том числе, США, Германии, Франции, Саудовской Аравии, Турции, Катара), которые заинтересованы в их участии в переговорном процессе. Однако в ВКП заявляют, что возвращение к полноформатным дискуссиям будет возможно только когда будут решены наиболее острые вопросы «на земле» — обеспечен режим прекращения боевых действий, осажденные города получат гуманитарную помощь, наметится прогресс в решении вопроса задержанных лиц. Вес делегации ВКП придает также то обстоятельство, что ее представители связаны с вооруженными группами оппозиции в Сирии и, по словам членов комитета, способны контролировать их действия. В ВКП входит представитель руководства группировки «Джейш-аль-ислам» Мухаммед Аллуш, в ВКП также настаивают, что их поддерживает «Ахрар аш-Шам», а также ряд иных более мелких отрядов. При этом в ВКП обвиняют в ухудшении ситуации «на земле» президента Сирии Башара Асада, и считают, что решающую роль в изменении обстановки могла бы сыграть Россия, оказав давление на Дамаск. Одновременно оппозиционеры призывают своих западных и ближневосточных спонсоров повлиять на Москву с тем, чтобы она воспользовалась своим влиянием на Дамаск. В ситуации, когда остается неясным, будет ли один из важнейших участников переговоров — ВКП — присутствовать на следующем раунде, де Мистура не назвал даже точную дату его начала, хотя и отметил, что намерен возобновить работу в мае. Когда в товарищах согласья нет Апрельский раунд переговоров не принес существенного продвижения и по конкретным вопросам разрешения сирийского конфликта, главный из которых — создание переходного руководящего органа. Делегация правительства Сирии настаивает, что данному требованию будет удовлетворять расширенное правительство национального единства, ВКП выступает за создание совершенно новой структуры без участия представителей действующей власти, «группа Москва — Каир» и «группа Хмеймим» занимают промежуточные позиции (хотя «группа Хмеймим» более склоняется к точке зрения официального Дамаска). Де Мистура заявлял, что обсуждения не вышли на этап согласования конкретных фигур, которые займутся работой в переходном руководящем органе. Это означает, что не решен вопрос, могут ли быть в нем представлены Башар Асад и другие действующие сотрудники его администрации. Дамаск при это настаивает, что, поскольку речь идет о переходном правительстве, связанные с постом президента вопросы вообще не должны обсуждаться, а ВКП однозначно требует ухода Асада. Подготовленный эмиссаром ООН по итогам апрельского раунда документ, призванный обобщить позиции всех участников по политическому переходу, обошел все «острые углы» и повторил многие положения резолюции СБ ООН 2254 и основных принципов урегулирования, составленных ранее также де Мистурой. Данный документ не является согласованной позицией участников переговоров. До сих пор в Женеве не были представлены курды, которые занимают обширные территории на севере Сирии и обладают значительной военной силой, которая сейчас задействована в борьбе против «Исламского государства» (ИГ — запрещенная в РФ террористическая группировка). В совокупности все эти обстоятельства, безусловно, вызывают вопросы, как продолжать процесс урегулирования дальше. Найти на них ответы как раз и попытаются Лавров и де Мистура на встрече во вторник. Алеппо в огне Дополнительные препятствия для процесса урегулирования создает сложная ситуация с поддержанием режима прекращения боевых действий в Сирии. Армия САР ведет бои под Алеппо против запрещенной в РФ террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», на которую перемирие не распространяется. Однако вооруженные отряды оппозиции заявляют, что они также становятся целями атак. В связи с этим Лавров заявлял о необходимости размежевания позиций вооруженных группировок оппозиции и террористов под Алеппо, однако пока этого не произошло. Кроме того, как отмечал постоянный представитель РФ при ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин, такие группировки как упомянутые «Джейш аль-ислам» и «Ахрар аш— Шам» (последняя действует как раз в районе Алеппо) официально к режиму перемирия не присоединились. Дамаск, в свою очередь, обвиняет оппозицию в ракетных обстрелах и терактах. На этом фоне Россия и Соединенные Штаты предпринимают усилия для поддержания и укрепления перемирия через свои структуры в Хмеймиме (РФ) и Аммане (США), а также в рамках целевой группы по вопросам прекращения боевых действий в Женеве. Последней совместной инициативой стало введение «режима тишины» в Латакии и под Дамаском, рассматривается вопрос о его распространении на Алеппо. Успех этих начинаний позволил бы сторонам на переговорах уйти от взаимных обвинений в связи с чередой столкновений и терактов и заняться субстантивными вопросами. На это указывал, в том числе, и де Мистура, отмечавший, что Россия и США, стоявшие у истоков перемирия, сегодня могли бы выступить в качестве его спасителей. Помощь всем миром Вопрос международного участия в разрешении сирийского кризиса на фоне застоя на переговорах и эскалации «на земле» приобрел особую важность. Де Мистура предложил до начала следующего раунда провести встречу МГПС, на рассмотрение которой можно было бы вынести наиболее острые проблемы. Об этом же говорят в ВКП. Но, как отмечают российские дипломаты, для проведения такой встречи необходима соответствующая повестка дня и понимание, как эти проблемы решать, в ином случае встреча МГПС не оправдает возлагаемых на нее надежд. Пока же данные условия не выполнены. В результате консультации сейчас проходят на двустороннем уровне. 1 мая государственный секретарь США Джон Керри встретился в Женеве с министром иностранных дел Иордании Насером Джодой, 2 мая состоялись его встречи с де Мистурой и главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром, а также телефонный разговор с Лавровым. Встреча де Мистуры с министром иностранных дел РФ в Москве станет очередным шагом на этом пути, однако вряд ли последним. По неофициальной информации, очередной раунд межсирийских переговоров должен стартовать в середине мая, и серьезное опоздание здесь может привести к сомнениям относительно способности ООН и международного сообщества и далее обеспечивать продвижение процесса урегулирования. В итоге Лавров и де Мистура рассмотрят, как стимулировать переговорный процесс в Женеве и стабилизировать ситуацию в самой Сирии, обеспечить инклюзивность переговоров и подтолкнуть их участников к конструктивному диалогу вместо обмена обвинениями, отделить террористов от оппозиции и гарантировать доставку гуманитарной помощи нуждающимся. Найти ответы на все эти вопросы будет непросто, однако необходимо — ведь за каждый день промедления сирийцам приходится расплачиваться своими жизнями.
Советуем посмотреть
Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза
МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …