Конфликт в Сирии: что Россия может противопоставить ВМС США
Силы приведены в полную боеготовность
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Возможно ли прямое военное столкновение США и России в Сирии? Ряд экспертов, опрошенных «МК», считают, что для этого нет серьезных предпосылок. Однако эскалация конфликта налицо: турецкие СМИ сообщают о многократном сближении российских ВКС с эсминцем США Donald Cook, который находится в 100 км от базы в Тартусе. Туда же скоро должен прибыть второй эсминец США. А Дональд Трамп обещает ответные меры на предполагаемую химическую атаку в сирийском городе Думе, ответственность за которую он возложил на Асада и поддерживающих его Россию и Иран. «МК» на всякий случай оценил соотношение военных сил в тревожном регионе.
Напомним, что в прошлый раз ответом на аналогичную «фейковую» химатаку в сирийской провинции Идлиб стал удар США 7 апреля 2017 года по сирийской авиабазе Шайрат, откуда якобы взлетали сирийские самолеты с химическими боеприпасами. Тогда два эсминца США выпустили 59 крылатых ракет Tomahawk, из которых до базы долетели только 23. Уже на следующий день после этой атаки авиабаза восстановила работу и самолеты сирийских ВВС снова взлетали с ее полосы.
Примечательно, что те же эсминцы, которые в прошлый раз участвовали в «операции возмездия», вновь угрожающе перемещаются. За ними пристально наблюдают российские самолеты. Турецкое издание Hurriyet сообщает, что по меньшей мере уже четыре раза наши истребители приближались к американскому эсминцу Donald Cook.
Donald Cook — это эскадренный миноносец ВМС США, главным оружием которого являются крылатые ракеты с дальностью полета до 2500 км. Они способны нести обычные и ядерные заряды. На борту эсминца может быть от 56 до 96 таких ракет. Корабль оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой Aegis.
Казалось бы, появление такого корабля в любом регионе мира должно вызывать шок и трепет. Но, оказывается, шок и трепет у команды Donald Cook вызывает появление обычного российского фронтового бомбардировщика Су-24. На слуху громкий случай, когда пару лет назад Donald Cook зашел в Черное море, где к нему подлетел наш Су-24. На борту не было ни бомб, ни ракет, а лишь контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины».
Эта рэбовская штука сразу выключила систему Aegis, как мы выключаем кнопкой пульта телевизор, а Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. Затем еще одну и еще… И так 12 раз подряд. И просто улетел. После этого по возвращении на берег более двух десятков членов команды эсминца подали рапорты об увольнении. Представитель Пентагона, рассказавший об этом массовом бегстве, с возмущением заявил СМИ, что действия российского летчика были «непозволительными и провокационными».
И вот теперь телеканал CNN Turk опять сообщает, что Donald Cook, который сейчас находится в 100 км от российской базы в Тартусе, уже четыре раза облетали российские военные самолеты. К нему, по данным The Wall Street Journal, в ближайшее время присоединится еще ракетный эсминец ВМС США Porter. О состоянии нервной системы членов обеих команд, наличии на борту эсминцев лекарств-психолептиков и врачей-психологов американские СМИ ничего не сообщают.
Кроме двух эсминцев американская ударная группировка в этом регионе представлена еще двумя носителями крылатых ракет морского базирования — подлодками Georgia класса «Огайо» и John Warner класса «Вирджиния».
С другой стороны, в этой войне нервов им противостоят силы и средства сирийской и российской ПВО. Сирия имеет на вооружении около 900 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и порядка 4000 зенитных орудий разного калибра. В основном сирийские ЗРК — это комплексы, переданные Дамаску еще во времена СССР. Самые старые — ЗРК С-75, их, по разным данным, от 30 до 50 дивизионов. После модернизации до варианта «Двина» и «Волга» они вполне боеспособны и могут сбивать высоко летящие цели. Именно С-75 в мае 1960 года сбил под Свердловском американский самолет-разведчик U-2, который ранее считался недосягаемым для средств ПВО по высоте.
Более поздние, тоже существенно доработанные советские ЗРК — всего их около 140 — это С-125 «Нева» и «Печора», предназначенные для работы по маловысотным целям. Также имеются комплексы ближнего действия «Куб» («Квадрат»). Их у Сирии около 400. Еще есть примерно 60 автоматизированных войсковых ЗРК «Оса» и несколько штук комплексов дальнего действия с тяжелой ракетой С-200 «Вега».
К самым новым и боеспособным комплексам сирийских ПВО можно отнести универсальные мобильные зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего боя «Панцирь-С1». Они способны перехватывать цели — самолеты и ракеты — на дальности до 20 км. Пока у Сирии 36 таких комплексов, но в ближайшее время должно поступить еще порядка 20. После 2010 года началась поставка в Сирию новейших российских комплексов «Бук-М2» (8 пусковых установок). Именно эти современные российские ЗРК представляют главную угрозу для авиации США.
«Бук» способен уничтожать цели на дальности до 50 км и высотах до 25 км, которые маневрируют с перегрузками до 24 g и летят со скоростью 1100 м/с. Причем одновременно каждый комплекс может работать сразу по 24 целям, включая самолеты F-15.
К сирийской ПВО относятся также более 4000 зенитных орудий различных модификаций, которые постепенно снимаются с вооружения и заменяются современными ЗРК российского производства. По мнению военных экспертов, по состоянию на октябрь 2016 года ПВО Сирии была полностью восстановлена и готова к защите воздушной границы страны.
Кроме того, сирийская ПВО сегодня функционирует в плотном взаимодействии с российской ПВО, защищающей российские военные объекты на территории этой страны. Недавно командующий войсками ПВО — ПРО, заместитель главкома ВКС генерал-полковник Виктор Гуменный рассказал «МК», что российская ПВО получает полную картину о воздушной обстановке над этой страной от сил пункта ПВО Сирии и «благодаря налаженному взаимодействию мы знаем о каждом шаге авиации коалиции, возглавляемой США».
При этом российская группировка ПВО в Сирии организована по принципу объектового прикрытия мест базирования российских войск. Ее основу составляют зенитные ракетные системы С-400, С-300 и комплексы «Панцирь-С1». Кроме того, на базе Хмеймим стоят 12 истребителей Су-30СМ. Не следует забывать и о противолодочных самолетах Ил-38Н, самолетах дальнего радиолокационного дозора А-50, об уже упомянутых бомбардировщиках Су-24, которые ведут наблюдение за силами ВМС США, а также о постоянном присутствии в Средиземном море российских подлодок. От атак со стороны моря есть мощное средство — ракетные комплексы береговой обороны «Бастион».
Все эти силы сейчас приведены в полную боеготовность. И США об этом знают. По мнению военных экспертов, опрошенных «МК», Трампу и его военспецам придется учитывать этот факт, принимая решение об ответных мерах на якобы очередную химическую атаку. Специалисты напоминают, что в понедельник во время атаки сирийской авиабазы Тияс самолетами ВВС Израиля сирийские средства ПВО сбили 5 управляемых ракет и только 3 достигли западной части аэродрома. Притом что российская ПВО в отражении налета не участвовала.
Но если США решатся на ракетную атаку, ситуация будет уже иной, считают эксперты. Российские военные всеми возможными способами дали понять, что на сей раз безучастными к действиям американцев они не останутся. И если в Пентагоне умеют считать, то должны учесть: для нанесения существенного урона сирийским правительственным силам, которого они добиваются, им придется прибегнуть уже к массированному ракетному удару. В этом случае российские военные будут вынуждены встать на защиту союзников. А это уже не игра нервов, а прямой путь к полномасштабной войне. Судя по всему, делают вывод эксперты, американский президент к такому развитию событий не готов и наверняка сбавит обороты.