Хаос в Армении: Пашинян и Карапетян выяснят отношения 1 мая
Парламент рассмотрит вопрос, кто из них станет новым премьером
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Президент Армении Армен Саркисян назвал протесты, охватившие республику, гордостью всех армян. По его словам, пришло время строить новую Армению, но делать это нужно в соответствии с конституцией. И первым шагом должно стать намеченное на 1 мая рассмотрение вопроса о выборах нового премьера в Национальном собрании. Пока еще правящая «Республиканская партия» выдвинула на этот пост и.о. главы правительства Карена Карапетяна, а оппозиция поставила на лидера «бархатной революции» Никола Пашиняна.
Для победы Пашиняну нужно набрать 53 голоса, но пока он обеспечил себе, в лучшем случае, 47. Его поддержит родная фракция «Елк», «Процветающая Армения», чей лидер, богатейший человек Армении Гагик Царукян надеется не упустить выгоду в новом политическом раскладе, и депутаты «Дашнакцутюн», которые, по выражению протестующих, сбежали из правящей коалиции как «крысы с корабля».
Несмотря на это, у «Республиканской партии» все еще есть 58 мандатов, которые вроде бы гарантируют победу ее кандидату, но, как известно, в революционной ситуации все может измениться очень быстро. Партию власти в последнее время сильно штормит. В среду от руководства ею отказался Серж Саргсян.
В окружении Пашиняна, меж тем, уже празднуют победу. 25 апреля один из депутатов «Елк» Арарат Мирхоян заявил, что Карапетян добровольно ушел в отставку, но это, конечно, оказалось неправдой. А «народный премьер» Пашинян утверждает, что будет продолжать протесты до тех пор, пока его не сделают главой правительства. В связи с этим он попытался заручиться поддержкой зарубежных послов: России, Евросоюза и США. Правда, в их дипломатических представительствах ему лишь сказали, что ждут мирного разрешения конфликта.
Подобная реакция на действия лидера «бархатной революции» не удивительна. В интервью журналистам 26 апреля он заявил, что не хочет выходить из ЕАЭС и ОДКБ, но предлагает пересмотреть ряд договоров, чтобы прояснить их роль и значение для Армении. Между тем, еще полгода назад он призывал к обратному. Тогда он считал, что экономический союз привел лишь к обнищанию Еревана, а участие в договоре о коллективной безопасности лишь тяготит республику, не давая взамен никаких гарантий. Кроме того, Пашинян заявил, что хочет добиться понижения цен на газ внутри Армении, но не пояснил, как этого можно добиться. А действующий премьер Карапетян удешевил «голубое топливо» для потребителей еще в начале 2017 года.
Между тем, в результате протестов, которые длятся уже больше 12 дней, Ереван постепенно погружается в хаос. По городу начали ездить машины с закрытыми номерами, которые не соблюдают правил дорожного движения. Одна из них вечером 25 апреля протаранила такси. Сидевший внутри годовалый ребенок погиб.
О том, насколько хорошим премьером может быть Пашинян, «МК» рассказал Александр Искандарян, глава Института Кавказа:
— У Пашиняна очень хорошие шансы стать премьером уже в начале мая. После этого в стране будут объявлены досрочные парламентские выборы, для победы в которых ему придется практически с нуля создавать свою партию. Но и после этого проблема Пашиняна на посту премьер-министра будет заключаться в том, что он является голосом улицы, а не представителем какой-то политической силы.
Что касается будущего, то «Республиканская партия» уже не будет иметь большинства. Хорошо, если она вообще сможет закрепиться в парламенте. Не удивлюсь, если для этого она решит сменить название. В том числе не известно, останется ли в правительстве Карапетян.
В то же время сильное лобби в парламенте сохранится у Царукяна, но не думаю, что Пашинян попадет под его влияние. Скорее будет наоборот. Представители «Дашнакцутюн» покинули правящую коалицию, но не думаю, что в следующем созыве парламента они смогут увеличить свое представительство, если вообще попадут туда.
Будущий парламент наверняка будет кардинально отличаться от нынешнего. Но дело не в том, что выборы 2017 года были сфальсифицированными — напомню, тогда даже Пашинян не стал оспаривать итоги голосования. «Республиканская партия» разваливается и другим политическим силам предстоит занять ее место. В парламент наверняка попадет множество совершенно новых партий.