Глава МИД Нидерландов, солгавший о Путине, ушел в отставку
Чем опасны небылицы про планы ВВП завоевать Казахстан
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Министр иностранных дел Нидерландов Халбе Зейлстра ушел в отставку — за день до визита в Россию. Этому предшествовало его признание в том, что он придумал историю с визитом на дачу президента Путина.
Итак, Владимир Путин не был пойман с поличным на разбалтывании иностранцам своих секретных планов завоевания мира. В среду в Москве должен был появиться министр иностранных дел Нидерландов Халбе Зейлстра — человек, который позиционирует себя как «честный лжец».
На протяжении нескольких лет этот политик направо и налево рассказывал о том, как в 2006 году он был на даче у Путина и подслушал хвастливые заявления российского лидера о его планах завоевать Казахстан, Украину, Белоруссию и Прибалтику.
Но перед визитом в Москву в мозгу у министра что-то щелкнуло — мол, кто их знает, этих русских? Вдруг меня с мешком на голове отвезут в подвал той самой путинской дачи?! — и он во всем признался. Не было, оказывается, ни подслушанной путинской реплики, ни даже визита будущего главы нидерландской дипломатии в президентскую резиденцию. Был лишь «абсолютно достоверный» рассказ о подобном заявлении ВВП, который Халбе Зейлстра якобы услышал из уст некоего третьего лица.
В истории мировой дипломатии были, конечно, министры иностранных дел, которые попадали и в более глупые ситуации. Например, в 1974 году Элизабет Багайя была уволена с поста министра иностранных дел Уганды за то, что она, согласно официальной версии, занималась сексом в туалете парижского аэропорта Орли.
Можно вспомнить еще и о министре иностранных дел Великобритании Джордже Брауне — человеке, который во время официальных переговоров со своим легендарным советским коллегой Андреем Громыко называл его Андрюшкой и регулярно веселил публику, устраивая пьяные дебоши.
На фоне подобных скандалов нидерландский деятель может показаться довольно скучным персонажем, который не натворил ничего особенного. Но вообще-то уважающие себя и свою страну министры иностранных дел так себя не ведут. Это признают все, включая, кстати, самого Халбе Зейлстру.
Как явствует из сообщения «Рейтер», министр обозвал себя тупицей и назвал свое поведение неприемлемым. Сказке конец? К сожалению, нет. Сказка только начинается или, если быть более точным, продолжается. За фарсовым эпизодом с незадачливым голландским министром скрывается одна из самых серьезных проблем нынешних отношений России и Запада.
Мой знакомый британский политолог Джозеф Доббс опубликовал недавно аналитическую записку о роли, которую взаимные стереотипы играют в нынешней конфронтации между Москвой и западными столицами. Вот один из его главных тезисов: чем дольше длится кризис, тем больше стереотипы и примитивные гиперболы заменяют собой «эффективный и наполненный нюансами анализ». Поведение голландского министра — это крайний пример подобной тенденции. Халбе Зейлстра находился (и, судя по всему, по-прежнему находится) в плену стереотипа о том, что Путин жаждет расширить Россию до границ бывшего СССР. Поэтому он не видел ничего крамольного в том, чтобы немного прихвастнуть и немного присочинить.
Другие лидеры западной дипломатии действуют намного умнее. Они не придумывают сказочки о том, как им удалось подслушать злодейские планы Путина. Они просто заявляют: тезис об агрессивных намерениях России — это аксиома, которая не подлежит сомнению и даже обсуждению. Путин агрессивен потому, что это всем известно. Точка. Говорить больше не о чем — только о том, как мы можем противостоять этим чудовищным планам. Если смотреть на ситуацию под таким углом зрения, то голландский министр больше не кажется незадачливым дурачком, не правда ли? Чем он хуже британского министра обороны Гэвина Уильямсона, заявившего недавно о наличии у Москвы желания уничтожить британские инфраструктурные объекты? Чем он хуже тех, кто всерьез рассуждает о попытках Кремля вмешаться в выборы президента Мексики?
Министр Зейлстра подставился, получил за это свою заслуженную долю насмешек, лишился поста (сам он аргументировал свою отставку словами «Я сделал неверный выбор») и, возможно, в будущем будет вести себя более осторожно и осмотрительно. Но вот про западную внешнеполитическую элиту в целом этого, к несчастью, сказать нельзя. Они по-прежнему продолжают проводить внешнеполитический курс, основанный не на реальном понимании ситуации, а на ложных аксиомах. И вот это по-настоящему страшно. Страшно потому, что основывать свою политику на стереотипах — означает обрекать себя на чудовищные ошибки.
Вот что, например, Джозеф Доббс написал о влиянии стереотипов на британскую внешнюю политику в 30-х годах прошлого века: «Многие в Лондоне считали, что в 1914 году чрезмерно жесткие действия Великобритании вынудили Германию вступить в войну, которой вполне можно было бы избежать. Это делало более убедительными аргументы тех, кто считал, что Гитлера можно умиротворить.
Наряду с убеждением в том, что с Германией поступили несправедливо, здесь свою роль сыграло еще несколько стереотипов. Самым необоснованным из них было мнение, что Гитлер в конечном итоге является рациональным и разумным политиком, который оценит сделанные ему уступки и сохранит хрупкий мир. В какой-то мере именно это упрощенное восприятие Германии и ее лидера заставило Великобританию сделать ошибку, которая определила историю остатка ХХ столетия».
Короче, ближе к моменту окончания написания этой статьи теперь уже бывший министр Халбе Зейлстра стал мне даже нравиться. Ах, если бы все прочие западные лидеры были такими же наивными простаками, которых достаточно легко вывести на чистую воду! Но, как говорится, мечтать не вредно!