Госпитализация президента Узбекистана Ислама Каримова и возросшая вероятность передачи власти в стране происходят в тот момент, когда она, как и вся Центральная Азия, стоит перед сложнейшими задачами в области экономики и безопасности в постсоветской истории, пишет Foreign Policy.
«Из-за ухода Каримова будут проигравшие, вне зависимости от того, насколько гладко пройдет смена власти. Без заранее оговоренных процедур передачи власти и при полном отсутствии опыта в проведении открытых выборов любой, кто придет к власти, поддержит тот же уровень политических репрессий или приступит даже к более жестким методам», — заявила Эрика Марат, доцент Университета Национальной обороны США.
Как отмечается, вопрос о том, кто станет следующим президентом Узбекистана, в последние годы всплывал неоднократно. Многие рассматривали старшую дочь Каримова Гульнару как возможного преемника, но ее восхождение к власти оборвалось судебным разбирательством.
В издании высказывается предположение, что власти Узбекистана уже решили, кто будет преемником Каримова.
«Тот факт, что болезнь освещается, означает, что, вероятнее всего, уже решено, кто станет преемником», — считает Лука Анчески, эксперт по Центральной Азии из Университета Глазго.
По его мнению, власти рассчитывают на преемственность, и, хоть лидер, по всей видимости, и сменится, но режим вряд ли.
Foreign Policy пишет, что перспектива политического перехода может ухудшить и без того шаткое положение Узбекистана. Так, рецессия в России подкосила денежный поток от 2 млн работающих там узбеков, а экономическое замедление Китая снизило инвестиции в регион.
Кроме того, говорится в статье, существует «призрак радикального ислама». Издание высказывает опасения, что усиление репрессий приведет к росту числа людей, присоединяющихся к экстремистским группам.
Агентство «Фергана» вечером 29 августа сообщило, что Каримов умер в понедельник после инсульта. При этом источник в аппарате президента Узбекистана эту информацию не подтвердил.
Официальных подтверждений смерти Каримова пока нет, его дочь Лола Каримова-Тилляева ранее подтвердила информацию о том, что президент Узбекистана перенес инсульт.