Правительство, увеличивая в 2017 году на 9%, или до 1,6 трлн руб., господдержку регионов, ждет от них экономических результатов — сокращения почти вдвое дефицита региональных бюджетов к 2019 году и снижения уровня дотационности. Кроме того, правительство задумалось о переходе от принципа «деньги к деньгам» к принципу «деньги к потребностям» — на это, а также на обещанное увеличение дотаций рассчитывают субъекты РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Впрочем, регионы-доноры уже начинают выражать несогласие с ростом нагрузки на них из-за перераспределения доходов в бюджетной системе. Вчерашнее совещание по обеспеченности региональных бюджетов в 2017-2019 годах началось с хороших для губернаторов новостей: премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что господдержку регионов в следующем году планируется увеличить на 9% — таким образом, объем финансовой помощи составит около 1,6 трлн руб. Как следует из материалов Минфина к совещанию, пик поддержки придется именно на 2017 год — с 2018 года ожидается постепенное сокращение межбюджетных трансфертов. Так, в 2018 году, говорится в документе, их объем сократится на 2,6%, а в 2019-м — еще на 3,7%. При этом планируется наращивать дотации на сбалансированность бюджетов — в 2018 году они должны вырасти на 26% (до 129,8 млрд руб.), а в 2019-м — на 8,8% (до 141,2 млрд руб.). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2017-2019 годах также вырастут — до 614,6 млрд руб. в год против 514,6 млрд руб. в 2016 году. Регионам, однако, придется продемонстрировать Белому дому наглядные результаты оказанной поддержки — правительство взамен ждет почти двукратного сокращения дефицита региональных бюджетов к 2019 году. Как следует из презентации Минфина, по итогам 2016 года дефицит консолидированных бюджетов ожидается на уровне 211,8 млрд руб.— а в 2019 году он должен составить около 104,4 млрд руб. Кроме того, с 2017 года в заключаемых с Минфином соглашениях получатели дотаций должны взять на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала и снижению уровня их дотационности. В случае нарушения условий соглашения субъекту РФ может грозить сокращение дотаций на 2018-2020 годы на 5% (но не более 5% его налоговых и неналоговых доходов за 2017 год). Похожие требования правительство предъявляет и при выдаче бюджетных кредитов в следующем году (на них предусмотрено в полтора раза меньше, чем в 2016 году,— 200 млрд руб.). Они будут предоставляться на пять лет и нацелены на ту же задачу — снижение дефицита в 2017-2020 годах, сокращение доли рыночных долговых обязательств к 2018 и 2019 годам до уровня не более 60% и 50% суммы доходов (с фиксацией этого уровня до 2022 года). При этом в Белом доме заявляют о необходимости прекращения практики субсидирования по принципу «деньги идут к деньгам» — по словам премьера, целевые трансферты должны направляться прежде всего, «исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, в социальной сфере, а не просто в регионы, тем более в регионы, которые являются донорами и которые могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия». Опрошенные «Ъ» губернаторы в целом поддержали привязку объема трансфертов к экономическому развитию регионов. «Не должно быть никакой «раздачи всем сестрам по серьгам»»,— соглашается губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Глава Чувашии Михаил Игнатьев и вовсе сообщил, что эти требования для региона «не сюрприз, а основа госполитики на протяжении нескольких лет». Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов особенно выделил переход к субсидированию по принципу «деньги к потребностям» — по его словам, последние 20 лет регион находится на 40-50-х местах по бюджетной обеспеченности, а выравнивание позволит не допускать «существующих огромных различий между регионами в плане бюджетных доходов и расходов на душу населения». Кроме того, регионы особенно оценили увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности — по словам губернатора Ивановской области Павла Конькова, его регион в 2017 году получит на треть больше дотаций, чем в этом году. Впрочем, губернаторы не так единодушны в оценках нововведений — напомним, на днях глава Республики Татарстан (входит в число немногих регионов-доноров) Рустам Минниханов резко раскритиковал решение о централизации дополнительного 1% налога на прибыль (до этого федеральный бюджет получал 2%, а региональный — 18% облагаемой прибыли). Решение о перераспределении было принято Белым домом для поддержки беднейших регионов (см. «Ъ» от 20 сентября). По словам господина Минниханова, ущерб от него для Татарстана может составить 8 млрд руб. «Весь заработок следующего года, если мы хорошо будем работать, уйдет на покрытие наших издержек, а не на улучшение жизни людей»,— подчеркнул он. Евгения Крючкова; Булат Баширов, Уфа; Олег Ерусланов, Чебоксары; Елена Морозова, Новосибирск; Сергей Иванов, Ростов-на-Дону; Александр Тихонов, Ивановская область
Советуем посмотреть
Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза
МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …